Вряд ли какой-либо другой области в криминалистике было уделено так мало внимания, как изучению символики татуировок у судимых за уголовные преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений.К сожалению, татуировки довольно долго использовались главным образом для идентификации, опознания. Например, в первые годы советской власти для этих целей была введена обязательная регистрация татуировок у преступников. Между тем татуировки содержат более широкую информацию, они, как правило, близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному уголовному делу, по тому месту, которое он занимает в уголовной иерархии. Если раскодировать эти рисунки на теле, они могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые биографические данные. Часто татуировки становились причиной арестов, но страсть к рисовке, желание внушать страх окружающим всегда были у блатарей сильнее осторожности. Лишившись своих особых примет, они отказали бы себе во многих удовольствиях.

Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.

Слово "татуировка", как полагают одни исследователи, происходит от полинезийского "тату", что означает "рисунок", или от "Тики" – имени полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие исследователи считают, что слово "татуировка" произошло от явайского корня "тау", сооветствующего полинезийскому "тату" и переводящегося как "рана", "раненый".

Доктор Гелльштерн в работе "Татуировки у преступников", говоря о происхождении термина "татуировка", утверждает, что это мореплаватель Кук привез его с острова Гаити, где местные жители наносили татуировки для отметки членов своего племени в знак наступления половой зрелости, каких-либо особых заслуг перед племенем, из суеверий и т. д.

Из литературы известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического вероисповедания и введена была ксендзами с целью предупреждения перехода паствы в магометанство: на тело наносилась татуировка в виде креста.

Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на подобных сеансах целое состояние.

В 1890 году известность получила француженка "Прекрасная Ирэна" ("La belle Irene"), которая выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в те времена редким экзотическим зрелищем. С тех пор татуировка очень быстро распространилась, особенно среди моряков. Проникла она и в преступный мир.

Первым обратил внимание на широкое распространение татуировки среди преступников и рассмотрел ее как проявление атавизма и как признак нравственно дефектных людей Ломброзо. В настоящее время понятна ошибочность такого толкования. Серьезное изучение этого вопроса показало, что первоначально рисунки преступников носили подражательный характер, были просты и наивны. Интерес представлял сам процесс татуирования. С годами к татуировке стали относиться серьезнее: имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как носили на теле символ сильного, выносливого человека. Позднее татуировка для преступника сделалась своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как на свободе, так и в местах заключения.

Выработка изобразительной символики преступного мира происходила постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались рисунки. Татуировка начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит уже для передачи мысли индивида, обозначения его социальных установок и ценностных ориентации. Например, если у осужденного татуированы на плечах шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы. (Каждый вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению воровских авторитетов, иметь особый дух. Для проверки этого духа проводятся особые
приемные испытания, называемые пропиской. Выдержал – получи возможность в среде своих занимать определенное высокое место, нет – ты опустился и уже теряешь право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована рука, сжимающая нож, то знающему понятно: этот человек был судим за хулиганство.

Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на протяжении длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили вычленить общие для сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и явится, по нашему мнению, надежной основой для соответствующей ориентации и подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень- то стремятся афишировать истинное значение своих татуировок. В качестве примера можно взять изображение профиля В. И. Ленина.
Вряд ли кому из непосвященных придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое: Ленин – Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру ВОР. Безобидное женское имя ИРА расшифровывается так: "Иду Резать Актив". Или на груди у рецидивистов очень часто можно встретить картинку: Мадонна с младенцем на руках. Сами осужденные объясняют ее значение тоской  по дому, по семье и детям. Но истинный смысл этого изображения совершенно иной: "Тюрьма – дом родной", "Дитя тюрьмы".

Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать следующие:
– неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения свободы;
– личное самоутверждение в определенной группе судимых;
– тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими;
– подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки;
– своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность ("знак братства") с кем-либо из заключенных;
– романтика тюрьмы.

Говоря о кастах преступного мира, тем более о носителях татуированной символики, не стоит представлять "вора в законе" этаким выходцем из плохоньких фильмов о временах НЭПа – золотая фикса, речь, переперченная феней… Сегодняшний "вор в законе" образованнее и культурнее своих рожденных хилым воображением сценаристов и режиссеров предшественников. Он находится в гуще общественных процессов, политических событий, язык его неплохо подвешен, менее засорен блатной музыкой. Он – недурной психолог,
толкователь, проповедник, идеолог, предпочитающий воздействовать не окриком, а убеждением. "Вор в законе" никогда никого не ударит. Зачем ему это делать? За такое можно схлопотать в колонии дополнительный срок. А потом для подобных целей вокруг него всегда наготове целый рой молодых, крепких, глупых еще, которые готовы в огонь и в воду. Поэтому сам он ведет себя интеллигентно, в карты садится играть только с ровней.

Классификация татуировок – дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и можно с уверенностью сказать, что в строгом смысле – невозможное. Попытки в разные времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и разнообразия мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и техники нанесения и т. д. и т. д. большинство исследователей рано или поздно разумно отказывалось от этой затеи. С учетом данного опыта нами делается лишь попытка классификации татуировок по их изобразительному и смысловому содержанию, а также нами движет желание того, чтобы на основе нашего толкования огромного множества рисунков-символов у читателя настоящей книги появился свой, неформальный, приспособленный к изменениям действительности взгляд на рассматриваемый вопрос.

Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления. Татуированная композиция – пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц – может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать – вот что нас губит. Морда кошки говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие в колонии. Описания этих наколок взяты из "дела по установлению личности трупа неизвестного мужчины, всплывшего в
реке Клязьме у поселка Болшево". После упорных изысканий неизвестному вернули имя. Люди в форме выполнили перед ним свой последний долг. Оказалось, что вся нехитрая биография этого сорокалетнего мужчины была изображена на его теле. Расшифровав татуировки, следователь (цитируем материалы дела) предположил: "…Погибший впервые попал в колонию в несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего за хулиганство. Пробыл в ней около двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил
тяготы притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал "от звонка до звонка". Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его ждала любимая женщина. Мечтал о свободе,
был способен на побег. Принадлежал к воровской группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к администрации. Намеревается и впредь заниматься преступной деятельностью. Предпочитал легкую добычу посредством насилия и угроз…" ("Советская культура", 20.05.89 г.). Когда позже установили имя погибшего, то даже удивились, насколько точно совпадала его действительная биография с прочитанной следователем по изображениям на теле.

Татуировки, призывающие к антиобщественной деятельности, антиправовым поступкам, существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с надписью "Union", окруженной гирляндой из цветов,- это татуировка членов преступного сообщества Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы "Т" и "L" –
символ воровских шаек в Германии. Мадридский криминалистический журнал "Саллилас" писал о татуировках испанских преступников, в частности, убийц. Существовали подобные татуировки и в царской России.

Сегодня особое внимание нужно обращать на лиц, имеющих следующие татуированные изображения: череп, корона – символы стремящихся к власти; корона на спине – униженность; тигр или другой хищник –
ярость, непримиримость; змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч, топор – месть, угроза, твердость, жестокость; ключ – сохранение тайны; палач – чти закон воров;
Мадонна – отчужденность; факел – дружба, братство; звезды – непокорность и др.

Но прежде чем перейти к объяснению татуировок, наиболее часто встречающихся у осужденных, рассмотрим способы их нанесения.
Самый простой: связанные вместе на палочке или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают кожу по заранее нанесенному рисунку. (В условиях следственного изолятора иглы заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые затачиваются о стену. Вместо туши используется сажа, смешанная с сахаром и пеплом, разведенными в моче.) Иногда в дело идут цветные пасты от шариковых авторучек или растолченный порох, который втирают в проколы кожи.

Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по татуированию наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в нее иглы или иные колющие предметы. Такой штамп накладывается на выбранные участки тела, резким надавливанием кожа прокалывается, и уже после этого втирается красящее вещество. Штампом может пользоваться большое количество людей.

В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются механические бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим по принципу швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее, выходит более четкой, а по желанию и с полутонами.

Самотатуировка наблюдается все реже. Обычно делать ее предоставляют другим лицам, которые это умеют и которым за это хорошо платят.

Объяснение татуировок, наиболее часто встречающихся у осужденных:
Для удобства рассмотрения разделим татуировки на орнаментальные, профессиональные, художественные, порнографические, исторические, религиозные, символические и татуировки-аббревиатуры. Повторяем, в
нашей книге речь пойдет только о татуировках, знание о которых может быть использовано при проведении оперативных, профилактических и других мероприятий правоохранительных органов.

Начнем с самого простого – даты (цифры). Как правило, они обозначают год рождения человека, реже – даты осуждения, смерти близкого, встречи, любви, разлуки и т. п.

Фразы. Обычно это – заверения в любви, заклинания, угрозы, жалобы
на судьбу, афоризмы, представляющие кредо данного индивида. Вот некоторые примеры:
"Если ты не знаешь горя – полюби меня!" "Прощай и люби меня".
"Они устали ходить под конвоем". (На ногах.) "Рожден для мук, в счастье не нуждаюсь". "Умерщвление – не убийство".
"Пусть ненавидят, лишь бы боялись". "Девственность – роскошь"…
Довольно часто встречаются татуированные отдельные буквы, слова- аббревиатуры, которые несут своеобразную тюремную нагрузку: СЛОН – смерть легавым от ножа, с малых лет одни несчастья и др.; КОТ – коренной обитатель тюрьмы, как одной трудно;
БЛИЦС – береги любовь и цени свободу;
НИНА – не была и не буду активисткой;
ХЛЕБ – хранить любовь единственную буду; ЯПОНИЯ – я прощаю обиду, не измену, ясно; ЯХТ – я хочу тебя;
СОС – спасите от суда, спасаюсь от сук…
При расшифровке многих аббревиатур встречаются жаргонные и нецензурные слова.

Бывает, подобные татуировки наносятся сразу двум лицам, например, при братании: одному первые две буквы БР, второму – оставшиеся AT, так, чтобы при рукопожатии можно было прочесть все слово БРАТ.

Вот значение некоторых татуировок агрессивного характера, которые обычно адресованы работникам правоохранительных органов, а также  осужденным, вставшим, как говорится, на путь исправления,
отошедшим от "воровского закона", либо женщинам, нарушившим верность:
1, Голова Иисуса Христа на кресте и Библия, горящие в огне из слова "Свобода", – в партийном огне сгорели свобода и вера. Наносится на грудь и плечо.
2. Череп и скрещенные кости. На плече и предплечье носят противоправно настроенные лица. По нашим крайне скудным данным, обусловленным конспиративностью этой категории преступников, они способны к вооруженному насилию.
3. Уголовный кодекс, проткнутый кинжалом, – "анархист". Обычно наносится на предплечье, но можно встретить и на других частях тела.
4. Надписи: "Раб КПСС" ("Раб МВД", "Раб СССР" и др.) – выражают несогласие с рабскими законами, угнетением и режимом в ИТУ. Татуируется на лбу, веках и руках.
5. Горящий крест (символ веры), обвитый колючей проволокой, с надписью: "Верь в Бога, а не в коммунизм". Наносится на грудь.
6. Голова беса, в шею которого воткнут кинжал – татуировка антисемитов. Наносится на разные части тела.
7. Окно с тюремной решеткой, заключенный за ней, на ленте надпись: "Кто не был лишен свободы, тот не знает ее цены" – по неписаному закону тюрьмы "вор в законе" не может находиться на свободе более
года. Наносится на живот.
8. Пятиконечная звезда и надпись: "Смерть мусорам". Встречается на груди, плече и боковой поверхности голени.
9. Шестиконечная звезда (Звезда Давида) и надпись (обычно на иврите): "Мы библейский народ. Жизнь. Разум. Власть на земле". Наносится под мышкой.
10.Погоны или эполеты с надписями (или иными символами),
например, "N", – "Наполеон-1" и т. п. Это своеобразные знаки отличия в преступной среде, авторитетов в тюремной иерархии. Наносятся на одно или оба плеча.
11. Знак качества. Наносится на грудь, на лобок, на половой член и другие интимные части тела.
12. Крестики – символы женщин-воровок. Наносятся в область виска,
между грудей, на пальцы рук.
13. "Железный крест" со свастикой или без нее – символ современных панков, солидаризирующихся с нацистами. Располагается на груди между ключиц. Впрочем, по утверждению британского социолога Д. Хэмбриджа в книге "Субкультура, значение стиля", употребляемая в панк-стиле свастика якобы теряет свое изначальное значение и используется лишь как атрибут современности.
14. Полумесяц и звезды – татуировка наблюдается у лиц, исповедующих ислам. Наносится на нижней части предплечья и на груди.
15. Две, три и более полудуги в виде куска проволоки с колючками- крестиками – "лицевой счет ЗК": количество полудуг – количество судимостей, крестики – годы, на которые носитель "счета" лишался свободы. Внутри незамкнутого круга проставляются инициалы хозяина
татуировки или начальные буквы названия места отбывания наказания.
16. Медальон с головой Иисуса Христа в терновом венце – месть предателям. Наносится только на груди.
17. Серп и молот над скрещенными костями – страдаю за убеждения.
Наносится как на руки, так и на ноги.
18. "Звезда Давида" с надписью по-французски: "Все для меня – ничего
от меня" – символ отрицаловки. Наносится на предплечье.
19, 21. Крест с распятым на нем Иисусом Христом или изображение Богородицы с младенцем – "перед друзьями совесть чиста", "не способен на предательство". Наносится на грудь.
20. Цветок лилии или ромашки – сообщество, клан. Число лепестков соответствует количеству участников преступной группы или лиц, судимых по одному уголовному делу. На лепестках могут быть проставлены инициалы. Место татуировки – любая видимая часть тела. Часто встречается у молодежи. Разновидностью клановой татуировки можно назвать татуировку с изображением герба СССР на фоне скрещенных костей. Инициалы состоящих в клане проставлялись на ленточках вместо наименования республик. Подобный "герб", смысл которого ясен только посвященным, был вытатуирован у "воровки в законе", пробывшей в местах лишения свободы около сорока лет.
Кроме указанных значений "ромашка" может служить символом верности воровской малинной любви (групповой).
 
Расшифруем наиболее распространенные татуировки, встречающиеся у мужчин:

1. Черт и женщина – "на преступление толкнула женщина", "обойду закон". Наносится на грудь, бедро, реже – на предплечье.
2. Голова кота – символ удачи и осторожности. Может изображаться с лапами, в шляпе или цилиндре, с бантом и т. п. Это воровская масть человека, убежденно и навсегда связанного с уголовным миром, склонного к разбоям, грабежам, кражам. Если наносится на
предплечье, плече – "коренной обитатель тюрьмы" (аббревиатура КОТ), если под мышкой – "тюрьма – дом родной", если на ногах – осужден за разбой, вечный осужденный, если на животе – "ВОР".
3. Факел – товарищество в местах заключения. Часто встречается с инициалами того, во имя кого сделана татуировка.
4. Нож в руке, на запястье кандалы – "баклан" (на жаргоне- хулиган). Наносится на икру ноги, на предплечье.
5. Кинжал, обвитый змеей – главарь воровской "масти". Если голова змеи поднята – "начал воровать, грабить", если опущена – "завязал с воровством" (очень редкая!).
6, 7. Сожжение распятой на кресте женщины или женщина, сидящая на копейке – на преступление толкнула женщина или любовь к продажной женщине, "за причиненное зло намерен отомстить". Наносится на грудь или переднюю часть голени.
8. Чайка на фоне щита с полосой – знак дружбы до судимости, "кенты по воле". Наносится на кисть, предплечье.
9. Сожжение прикованной к столбу женщины – "месть той, которая меня предала". Количество поленьев – полученный срок наказания.
Наносится на бедро.
10. Тюльпан в руке – 16 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Наносится на плечо.
11. Роза в руках – 18 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Тоже наносится на плечо.
12. Голова женщины, нож и роза – клятва о мести. Наносится на верхнюю часть предплечья.
13. Парусник – гастролирующий вор.
14, 15. Бегущий олень и парящий орел с чемоданом в когтях – склонные
к побегу. Наносится на грудь. Если же у орла в когтях овца – совершил преступление, предусмотренное ст. 117 УК РСФСР (изнасилование).
16. Мадонна с ребенком на руках – "тюрьма – дом родной", "дитя тюрьмы". Наносится на грудь.
17. Волк и женщина – карикатурное изображение сотрудников милиции.
Волк иногда бывает в милицейской форме, с погонами, в фуражке с кокардой. Наносится на живот, бедро.
18. Женщина, факел, змея, череп, топор, корона, крест, решетка, деньги
– "всё в жизни преходяще". Наносится на грудь. Татуировку разрешается носить только авторитетным осужденным, ибо двум "святым" поклоняется "вор в законе" – "киче" (тюрьме) и кресту.
19. Сплетение заглавных букв фразы "Люби, товарищ, волю". Часто татуируется в несовершеннолетнем возрасте в спец. ПТУ, спецшколе, ВТК. Наносится между большим и указательным пальцами.
20. Черт с мешком – "было счастье, да черт унес". Владельцы такой татуировки имеют большой срок судимости за совершение краж государственной и общественной собственности. Наносится на различные части тела.
21. Аббревиатура латинского выражения "Dum spiro spero" ("Пока дышу, надеюсь"). Наносится на кисть и под художественными татуировками-картинами.
22. Головка девушки – 17 лет исполнилось в ВТК. Наносится на плечо.
23. Решетка, кинжал, ветка розы – судим за хулиганство, 18 лет встретил в местах лишения свободы. Наносится на плечо и на предплечье. (Количество прутьев в решетке – срок наказания.)
24. Череп, кинжал, змея, ветка розы, деньги – длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями; неоднократно судим; "вор в законе". Наносится на грудь.
25. Церковь на ладони. Число куполов обозначает количество судимостей или срок наказания за совершенное преступление. Наносится на бедро, на икру ноги, на предплечье. На грудь – только церковь или собор. Кандалы – право на татуировку приобретает только тот, у кого срок лишения свободы не менее пяти лет.
26. Палач и женщина – судим за убийство женщины или родственника.
Если изображен один палач – "чти закон воров". Наносится на грудь или переднюю часть бедра.
27. Гладиатор (Геракл, супермен с автоматом…) – татуированный
склонен к садизму и дерзкому хулиганству. Лица с такой татуировкой в местах лишения свободы называются "бойцами". Они совершают расправы с "провинившимися" заключенными и гражданами на
свободе. Наносится на плечо или на спину.
28. Пожатие рук в кандалах – знак друзей по местам заключения. Наносится на кисть руки, на предплечье или плечо.
29. Голова чудовища с клыками, рогами, бородой – "оскал", отрицательно настроенный по отношению к работникам милиции, суда, прокуратуры, администрации исправительно-трудовых учреждений, изменившим воровским традициям. Наносится на грудь, часто рядом с портретом Ленина – вождя Октябрьской Революции, что имеет тоже определенное знамение (аббревиатура – ВОР!). Эту татуировку
переняли у преступного мира рокеры. К нам пришла с Запада из
фильма "Ангелы ада".
30. Джинн, вылетающий из кувшина – характерная татуировка наркоманов или склонных к употреблению наркотиков. Наносится на грудь, плечо, предплечье, на переднюю часть бедра, между большим и указательным пальцами.
31. Паук в паутине – татуировка наркоманов. Паук без паутины – "щипач". Татуировка характерна для воров. Обе наносятся на руку между большим и указательным пальцами. Кроме того, паук наносится
на левую и правую стороны шеи, что означает "давил режим", т. е. неоднократно наказывался в местах лишения свободы за различные нарушения режима содержания: карцеры, ПКТ, лишался свиданий и.т.д.
32. Крест, голова святого в терновом венце, карточная масть "пик" – судим за хулиганство. Наносится на плечо, предплечье, переднюю часть бедра. (Татуировка осужденных, побывавших в прибалтийских ИТУ.)
33. Кинжал, револьвер, патроны, бутылка, рюмка, женская головка, шприц, ампулы, карты, деньги (в различных комбинациях) – 1) "Бардак" – "вот что нас губит"; 2) "Решил вести преступный образ жизни". Наносятся на различные части тела. В уголовном мире разрешены всем.
34. Голова тигра – "злой на власть". Носящий эту татуировку враждебно настроен по отношению к правоохранительным органам, лицам, порвавшим с преступной средой, а также ко всем сотрудникам ИТУ. Готов дать отпор покушающемуся на его достоинство.
35. Противостоящие быки – татуировка обозначает борьбу за лидерство среди уголовников. "Идеей не обременен". "За себя постою". Наносится на лопатках. То же значение и у сражающихся рыцарей.
36. Окно камеры, череп, Уголовный кодекс РСФСР вместе с головой змеи, проткнутые кинжалом, часовой на вышке, колючая проволока – "месть прокурору". Количество колючек на проволоке (как и в других
татуировках) означает срок, полученный за совершенное преступление. Наносится на различные части тела.
37. Прописная латинская буква "D", тигр, череп, прижатый лапой тигра, корона, картежная масть "пик" – судим за грабеж. Жестокость, антиобщественная направленность интересов, желаний, стремлений. Наносится на плечо, на грудь или предплечье. На груди татуируют панки и рокеры.
38. Распятая на кресте женщина – "воровской крест". Накалывают его авторитетные среди осужденных воры. Место татуировки – грудь, предплечье, передняя часть бедра.
39. Обнаженная женщина, обвитая змеей (варианты могут быть самые различные!) – обозначают пассивного гомосексуалиста. Татуировка наносится насильно или проигравшему в карты, но иногда по
собственному желанию. Место татуировки – только спина!
40. Корона с карточными красными мастями (черви, бубны) – "король всех мастей", пассивный гомосексуалист, человек, занимающийся всеми формами разврата. Безволен. Татуировка редкая (наносится на спину), но которую знают большинство лиц, побывавших в местах лишения свободы. Лица, имеющие татуировки №№ 39 и 40, называются "гребнями", "петухами" или "голубыми". Это самые оскорбительные
клички в местах лишения свободы. Осужденный, даже в шутку назвавший этой кличкой другого осужденного, может поплатиться за это здоровьем или жизнью.
41. Пират с ножом в зубах, серьгой в ухе – символизирует угрозу. В этой татуировке основную смысловую нагрузку несет надпись на ноже. Обычно там стоит имя "ИРА". На самом деле это аббревиатура – "иду резать актив". Склонен к садизму, отрицательно настроен по отношению к лицам, вставшим на путь исправления. Наносится на плечо, на грудь. Серьга – символ воровской удачи.
42. Иисус Христос, распятый на кресте; распятие находится в руках, закованных в кандалы – "верю в воровскую идею", "не изменю закону воров". Наносится на грудь, переднюю часть бедер.
43-46. Самолет. Якорь со спасательным кругом и т. п. – профессиональные татуировки летчика, моряка и др. Наносятся на различные части тела, обычно видные: руки, грудь.
47. Кабан или его голова – татуировка женщин-уголовниц, длительное время лишенных свободы и занимающихся лесбийской любовью. Кабан – символ силы, мужественности, его татуирует женщина, взявшая на себя роль мужчины.
48. Татуировка скрипичного ключа или скрипки. "Скрипочка" – антоним "Кабана", слабовольная женщина.
Татуировку ей наносят мужчины, с которыми "скрипочка" занимается миньетом.
49, 50. Символ угрозы, мести. Бывает с датой или инициалами. "Дал клятву – отомщу".
51. "Писарь" – расшифровывается переводом из жаргонного словаря: "бандит, хорошо владеющий ножом,
бритвой".
52. Воровской символ удачи, силы, Наносится на грудь. Для этой татуировки нужно быть авторитетным в уголовном мире преступником.
53. Звезда "крутого" – солидарность с отрицаловкой, верность ее законам; картежник, играющий "под интерес" (одна из заповедей "вора в законе" – он должен идеально играть в карты). Татуировка наносится на углы ключиц. В последние годы ее стали накалывать многие судимые, увлекающиеся татуировкой.
54. Татуировка – "Оскорблены несправедливостью советского законодательства". Ее носителей можно отнести к числу асоциальных индивидов.

Расшифровка татуировок на руках: перстни, крестики и точки:

Своеобразной визитной карточкой в преступной среде являются перстневые татуировки. Нанесенные на фаланги пальцев рук, они сразу бросаются в глаза и сведущему человеку дают обширную информацию
об их носителе.

1-А. Был в местах лишения свободы.
2-А. "Загубленная юность".
3-А. "Отсидел срок звонком", то есть по приговору суда полностью отбыл срок наказания,
4-А. Судим за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений.
5-А. Судим за разбой.
6-А. Судим за грабеж.
7-А. Судим за кражу. Склонен к созданию преступных группировок.
8-А. Судим за хулиганство. Плохо поддается перевоспитанию. Склонен к негативным проявлениям. Иногда татуировка наносится на мочки ушей.
9-А. "Отрицало". Близок к тюремной элите. Враждебно настроен по отношению к сотрудникам милиции, представителям суда и прокуратуры, активистам из числа осужденных или к осужденным, вставшим на путь исправления.
10-А. "Мужик" – не входящий ни в какие группы осужденный. Под маской нейтралитета, безразличия, невмешательства скрывает страх за свою жизнь. Не отказывается от работы на производстве, живет по принципу "моя хата с краю".
11-А. "Вафлёр" ("петух", "голубой" и пр.). Самый презираемый, низший ранг в иерархии преступного мира. Он
не считается за человека, с ним "западло" разговаривать, сесть за один стол есть или оказать ему хотя бы малейшую помощь. Это пожизненно преследуемая каста. "Вафлёрами" становятся молодые, физически слабые осужденные, не выдержавшие "прописки", соблазненные или изнасилованные (нередко с извращением) более сильными, либо не заплатившие карточного долга. Татуировку часто делают насильно или под угрозой. На свободе почти всегда она сводится или переделывается под перстень 3-А.
12-А. "Шестерка". Такой перстень носят осужденные, находящиеся в местах лишения свободы в роли мелких исполнителей воли авторитетов, морально надломленные, старающиеся выжить в создавшихся условиях и не быть опущенными до касты "петухов", "вафлёров".
13-А. "Проход через Кресты" – побывавшие в следственном изоляторе № 1 Ленинграда (Санкт-Петербурга). Корона говорит о том, что ее владелец нарушал режим содержания, был в конфликте с администрацией, претендует на лидерство в уголовной сфере.
14-Д. "Четыре вышки и ЗК" – отбывал наказание в местах лишения свободы. Встречается почти у каждого татуированного осужденного.
15-В. "Точка" (крупная, размером 1-2 мм). Может быть заменена округленным крестом. Наносится после совершения побега из мест заключения. Количество точек указывает на количество побегов. Лица с
такой татуировкой требуют усиленного контроля при конвоировании. Не путать с точкой или "мушкой" у наружной части глаза или у угла рта – татуировка гомосексуалистов!
16-Д. "Один в кругу друзей". Расшифровка аналогична перстню № 14-Д.
17-А, 17-В. "Я – убийца". "Память о родителях", умерших в период отбывания осужденным срока наказания.
17-Г. Перстень наносится осужденными, враждебно настроенными к администрации мест лишения свободы, к сотрудникам милиции и к осужденным, вставшим на путь исправления. Означает, что владелец поклялся отомстить активистам МТУ, общественникам или сотрудникам милиции. Если под крестиком имеется заштрихованный холмик, значит, свое намерение преступник осуществил.
18-А. "По стопам любимого отца". Наносится в память о судимых родителях.
19-А. Судим за изнасилование. Татуировка встречается редко.
20-Б. "Ходки в зону". Количество крестиков обозначает число судимостей. Размер крестика приблизительно около 3 мм.
21. Восьмиконечная или шестиконечная звезды татуируются на плечах или ключицах. "Не хочу работать на хозяина" – отказчик, не желающий работать в местах заключения, на путь исправления вставать не
намерен. Подобные звезды на коленях – "никто не поставит на колени", "не изменю идеям".
22. Татуировка совершившего преступление против сотрудника милиции или народного дружинника. Наносится на икру ноги.
23-А. "Чушок" ("Парашник") – неряшливый, опустившийся и поэтому презираемый окружающими осужденный. Но все же он находится на ступень выше в иерархии, чем "вафлёр". С обладателем такого перстня
не садятся есть за один стол, ему нельзя прикасаться к вещам других заключенных, из его рук нельзя брать даже папиросы. Татуируется он обманным путем или под угрозой расправы. Впоследствии при первой же возможности изображение сводится или заштриховывается под перстень № 3-А.
24. Татуировка лиц, не желающих работать.
25. Места расположения татуировок на кисти руки.

Перстни у несовершеннолетних:

1. "Свети вору, а не прокурору"
2. Был судим по ст. 117 УК РСФСР
3. "Один в кругу друзей" – несовершеннолетним был в местах лишения свободы.
4. "Гоп-стоп" – перстень судимого по ст. 145 УК РСФСР.
5. Воровская масть
6. Два года находился в спецшколе; развратник.
7. Отбывал наказание в "сучьей зоне"
8. Ищу девушку для сексуальной близости
9. "Не подам руки ментам"
10. Дом вора – тюрьма
11. Пацанка, блатная, связанная с уголовным миром
12. Пацан или баклан
13. Перстень женский – была судима
14. Находилась в местах лишения свободы, и указан срок (количество черточек).
15. Осужден по ст. 117 УК РСФСР
16. Перстень, завезенный из Прибалтики: верность, счастье, жизнь, свобода
17. Отбывал наказание в местах лишения свободы, и указан срок (количество черточек).
18. Перстень польского вора Цифра вверху – срок, внизу – количество судимостей.
19. Перстень вора и грабителя
20. Перстень, который наносят несовершеннолетние во время перевода их во взрослую колонию, если у них был среди отрицательно настроенных осужденных определенный вес, авторитет.
21. Склонен к связям с женщинами легкого поведения
22. 1-я судимость у женщин
23. 2-я судимость Татуируют как мужчины, так и женщины.
24. Была осуждена и отбывала срок в ВТК

Рассмотрим еще ряд перстневых татуировок несовершеннолетних и не только:

1. Была судима (или судим) Татуировка наносится на указательный палец.
2. Вор Татуировка наносится на большой палец.
3. Недоволен приговором Наносится на безымянный палец.
4. Проход через "кресты" и "зону" (обычно у судимых не один раз).
5. "Привет ворам"
6. "Мокрушник", судимый по ст. 102 УК РСФСР.
7. Картежный игрок, мошенник
8. Перстень несовершеннолетних: авторитет, дважды находился в местах лишения свободы.
9. Проход через зону мусульманина С крестом – через кресты (?).
10. "Анархия" – перстень, наносят отрицательно настроенные к режиму
и дисциплине осужденные.
11. Символ власти, авторитетности среди уголовников.
12. Комбинированный перстень, обычно только у авторитетного осужденного.
13. "Загубленная молодость" Был судим в несовершеннолетнем возрасте.
14. "Смерть буграм"
15. "Третья ходка в зону" (?).
16. Кумовской перстень
17. Судима (или судим) несовершеннолетней (Два цветка на одной ветке – поборница кровавой мести.)
18. Прошла "кресты"
19. Была судима
20. "Анархия" или судимость по ст. 146 УК РСФСР
21. Женский перстень – "отрицала", не подам руки менту.
22. а) у мужчин: бей активистов; б) у женщин: жизнь посвящаю женщинам. Татуируют коблы (см. словарь жаргонных слов и выражений).
23. В кругу воров (перстень женский).
24. Перстень несовершеннолетних девушек: "Их не судят".
 
И в заключение еще несколько характерных изображений:
 
1. Наркоман
2. Наркоманка(буква "F"
обозначает – "свободная".
3. Воровской авторитет Накалывают на большом пальце правой руки.
4. Удача в жизни
5. Символ мести, неразделенной любви
6. Символ шулера
7. Знак сбытчика похищенного (уст.).
8. Символ вора-взломщика (уст.).
9. "Медвежатник" – символ лесных ИТУ.
10. Вор Такой же символ может быть нанесен и на палец руки. Значение тождественно.

Тайные знаки в среде преступников:

1,2,3. Сабля, штык, вилы – символы угрозы, опасности, предостережения. Происходят от дореволюционных символов, которые оставляли на стенах домов, в местах общественного пользования и т д. для информации члены шайки, банды.
4. Перстень "прописки" в зоне
5. Лицевой счет Татуируется на указательном пальце, на ладони или запястье.
6,7. Опознавательные движения пальцами у воров или у картежных шулеров для отыскания "своего", чтобы
совместными усилиями обыгрывать намеченную жертву.
8. Символ "братания": соединив в пожатии две правые руки, получают слово "БРАТ".

Вертикальный порез на щеке – клеймо, которое накладывается преступниками на лице изменившего им товарища или доносчика.

"Маяки" мошенников (см. словарь жаргонных слов и выражений):
а) поглаживание подбородка – "подойди ко мне";
б) потряхивание рукой на уровне груди, напоминающее стряхивание пыли – "не подходи";
в) прикладывание пальцев руки ко лбу или плечу – "поблизости милиция";
г) шулер сжал пальцы в кулак и разжал их – это значит, что у него на руках подтасованная карта и можно идти ва-банк;
д) если двойным щелчком "стряхивает пыль" с лацкана пиджака – "грозит опасность";
е) если сжал кулак – "крой всеми деньгами";
ж) амбужур – шевеление губами – сигнал опасности.
Для скрытия своих имен почти все шулеры имеют клички, производные от фамилии, физических данных, каких-либо недостатков, особенностей характера.

Художественные татуировки:

Очень часто в среде осужденных и ранее судимых встречаются "художественные" татуировки. Это, как правило, копии картин, книжных и журнальных иллюстраций, открыток или плод вольной
фантазии татуирующего. Необходимо отметить, что практически в
каждом изображении есть и определенный тайный смысл, который поддается расшифровке только при основательном знакомстве с символикой татуировок вообще и "художественных" татуировок в частности.
Большинство указанных татуировок так или иначе объясняют суть явлений, происходящих в местах лишения свободы: это и сокровенные, завуалированные чувства, и нереализованные планы носителей татуировки. До известной степени это показатель, отпечаток вкуса, стиля и духа времени. Даже не несущие тайной смысловой нагрузки художественные татуировки можно взять за отправную точку в изучении характера, социальной и ценностной ориентации осужденного.

Художественная татуировка – своего рода связующее звено цепи, соединяющей ее обладателя с его окружением. Человек утверждается в своем окружении, и художник, исполняя заказ конкретного человека, передает его замысел, сообразуясь с особенностями личности, деятельностью, интересами, местом в тюремной иерархии.

Среди художественных большое место занимают татуировки на мистические темы, мифологического и культового характера. Они часто снабжаются пояснительными надписями, большинство из которых передается осужденным по наследству, а часть приходит из литературы, из общения со средствами массовой информации. Целый арсенал афоризмов, крылатых слов и выражений, особенно зарубежных мыслителей, преступный мир почерпнул из общения с заключенными политическими. Иметь наколку на иностранном языке стало модно,
престижно, солидно. Опять-таки не следует забывать, что, используя классические мысли и изречения, осужденные видят в них только то, что могут истолковать в выгодном, удобном для себя свете. Например, привычная бойкая фраза, одна из тех, что нас окружали в недавнем прошлом: "Единственное спасение – в борьбе!" Здесь нужно понимать, КАКОЕ спасение и в борьбе с КЕМ.

Даже такое выражение, как "С нами Бог", у осужденных имеет отнюдь не религиозный подтекст: Бог якобы помогает им в совершении преступления, как бы одобряя их поведение, мораль…

Нередко встречаются татуировки, непристойно изображающие служителей культа, иногда же рисунки храмов, святых, ангелов сопровождаются подписями вульгарного содержания. Понятно, что носители подобных татуировок – люди неверующие, и культовая атрибутика для них – ширма, тайное послание, понятное лишь посвященным.

Художественные татуировки осужденных – это всегда изобразительные новеллы, исполненные иглой на человеческом теле, в которые по мере способностей и возможностей татуирующий вкладывает и свою
фантазию. Исполняющий татуировку обычно либо ранее судимый, либо отбывающий срок, либо человек, прочно связанный с преступным миром. Он хорошо знаком с интересами своих заказчиков, с реалиями той субкультуры, представителями которой они являются. Поэтому непосвященному не всегда понятен какой-нибудь штрих, точка, кажутся лишними или поставленными не на том месте. Но именно эти мелочи иногда несут основную нагрузку в рисунке. Поэтому-то индивидуальность, своеобразный талант исполнителя очень высоко ценится преступниками. Художник, знаток своего дела, подчеркивает в татуировке главное для заказчика, все схватывая на лету и не нарушая неписаных законов тюрьмы.
 
Давайте рассмотрим встречающиеся художественные татуировки и вникнем в их явный и скрытый смысл:

1. Женщина с бутылкой в руке верхом на дельфине – "бегущая по волнам жизни", "рожден свободным".
2. Русалка, сидящая на якоре – "сел в места лишения свободы". У
женщин: "верна клятве", "погибшая по воле рока".
3. Северный олень на фоне солнца – отбывал наказание на Севере, Урале или в Сибири, "был лишен тепла".
4. Ребенок, змей, пробитое стрелой сердце, яблоко, голуби на привязи – "злой на свою судьбу", "ничего не забуду", "никому не прощу", "с детских лет за жизнь борюсь сам".
5. Девушка со шпагой в руке, на шпагу нанизаны сердца – "сердцеедка". Капли крови – количество увлечений. Молодежная татуировка.
6. Бегущий конь – свобода, символ вора-рецидивиста. Татуировка, характерная для цыган.
7. Женщина на земном шаре с кабалистическими знаками – "верю в таинственное предначертание судьбы". Характерна для тюркских народов.
8. Лев, топор, меч, щит, книга, лавровая ветвь – "уважает власть силы и разума".
9. Ковбой с девушкой на лошади – "верю в удачу". Татуировка несовершеннолетних воров.
10. Муза с арфой – сохранение тайны, загадочность.
11. Фортуна на крылатом колесе – "счастье всегда со мной", "капризная фортуна, я жду тебя".
12. Летящий Демон – "мой бог – злой демон". Лица с такой татуировкой склонны к причинению зла окружающим.
13. Четыре рыцаря и надпись на латыни: "Жить – значит бороться" – татуировка символизирует отвагу, бескорыстие союза, клана.
14. Портрет Наполеона Бонапарта – авторитет в уголовном мире (?), "кто был ничем, тот станет всем".
15. Девушка с горящим факелом в руке сидит на пушке – с молодых лет находится в местах лишения свободы.
16. Девушка, держащая указательный палец у рта, надпись на латыни: "Молчи!" – умею хранить тайны.
17. Девушка у лошади – молодежная татуировка "отрицала": "Сделаю так, чтобы ты обо мне помнил" (лат.).
18. Женщина с яблоком в руке, обвитая змеей – искушен с юных лет.

Иностранные татуировки:

Среди татуировок, символически указывающих на связь с уголовным миром, в преступной среде можно встретить немало заимствованных у иностранных моряков, на родине которых они расшифровываются совершенно по-иному. Например, крылатый змей в Мексике считается покровителем знаний, бабочка – память об умерших, улетевших в рай. Змей, проглатывающий свой хвост,- древнейший символ солнца у
многих народов Африки, а жук-скарабей – символ солнца в Египте. В Югославии олень – символ справедливости (из религии богомилов) и т. д.

1. Скорпион и цветок – символ любви, сладости, долгой супружеской жизни; "остерегайся – я враг тебе" – более поздняя трактовка (Индия).
2. Замкнутый круг из крылатой змеи, в центре шестиконечная звезда – кастовость, вечность, непрерывность (Израиль).
3. Грифон (голова орла, тело льва) – "храню тайну вечно" (Иран).
4. Змея, обвившаяся вокруг шеи одного или нескольких человек,- олицетворение зла, "Ирод – убийца невинных" (восточная татуировка).
5. Пляшущие с гитарой скелеты – "презрение к смерти" (Мексика).
6. Ребенок – "жизненная сила", "продолжение рода" (восточная  татуировка).
7. Черепаха с короной – символ долголетия, спокойствия (Корея).
8. Карп – "вестник удачи", "чистота души" (Корея).
9. Змея с головой льва – "ловкость, сила, удачливость" (Южная Америка).
10. Голова женщины с амулетом – "я отомщу" (Испания).
11. Пожатие рук в венке из цветов, в центре надпись на латыни: "Союз" – древняя татуировка воров Южной Франции.
12. Латинские буквы "Т" и "L" – символ воров (Германия).
13-26. Татуировки тайного общества "Триады" в Сингапуре

Женские татуировки:

Распространенные татуировки среди женщин-уголовниц по своему разнообразию и содержанию гораздо беднее мужских. Татуировки, выполненные на высоком профессиональном уровне, встречаются реже, и производят их обычно мужчины.В большинстве случаев женские татуировки более просты по исполнению, грубее.

Символические изображения трефового креста, церкви, Мадонны с ребенком, черепа, кинжала, змеи, медицинских шприцев и т. п. перекликаются с мужскими татуировками и являются как бы подражанием им.

В женских татуировках преобладают изображения цветов, венков, птиц, карт и рюмок, мужских и женских головок, рисунков циничного содержания. Надписи и рисунки у женщин-уголовниц свидетельствуют
об их любовной и семейной привязанности. Например: "Помнить тебя буду всю жизнь", "Не забуду родного Толика" и т. д. Крайней сентиментальностью отличаются надписи, относящиеся к умершим близким людям: "Я помнить буду мать свою старушку", "Мама, спи и жди меня" и др.

В отдельную группу можно выделить надписи назидательного или предостерегающего характера: "Не верь мужчинам", "Вот что сгубило мою молодость".

Встречаются надписи, содержание которых относится или обращено непосредственно к самой татуированной. В большинстве случаев в них – горестное признание совершенных в жизни ошибок или сетования на
свою несчастную судьбу: "Несчастной родилась, несчастной умру". Встречаются надписи познавательного характера, взятые из книг, не редкость порнографические, нецензурные, особенно сокрытые в аббревиатурах (ПАПА, ЕВА и др.).

То обстоятельство, что женщинами относительно часто руководит желание сделать татуировку на закрытом одеждой месте, свидетельствует о существовании у них сознательного расчета, чтобы татуировка была видна только близким людям и в интимной обстановке.

В связи с повышенной сентиментальностью женщин- правонарушительниц и той большой ролью, которая отводится ими любовным переживаниям и привязанностям, большинство обследованных указало в качестве мотива татуировок память о людях и событиях (развод, аборт, первый укол наркотика), у судимых лесбиянок часто можно увидеть имена любимых женского рода – все это очень часто является у женщин поводом к нанесению татуировок.

Если сравнить татуировки у молодых осужденных с татуировками судимых пожилого возраста, то можно заметить большую разницу как в технике исполнения, так и в содержании рисунков. Более молодые осужденные не удовлетворяются простым рисунком, а украшают свое тело сложными, близкими им по духу, по виду их преступной деятельности, говорящими об их цинизме, месте в среде уголовного мира.

Татуированные женщины обычно натуры сильные, волевые и чувствительные, что не мешает им совершать самые дерзкие преступления, садистски относиться к более слабым в физическом отношении осужденным.

Места нанесения татуировок несколько отличаются от мужских. Женщины предпочитают татуировку наносить на низ живота, его боковую поверхность, на поясницу, под коленкой, на висок.

1. Обнаженные фигуры мужчины и женщины, ларец с драгоценностями, мужчина преподносит женщине корону – "было все, получила неволю", "закон обойду – он не для меня".
2. Крест треф на цепочке – символ воровок.
3. Сердце, пробитое стрелой, капли крови и виньетка из роз – "память о первой любви", "за любимого готова на все". Капли крови – зарождение нового.
4. Череп, обвитый змеей и увенчанный короной, в костяшках рук сердце – "любовь погубила свекровь", "посадила в тюрьму свекровь".
5. Лебедь с короной на голове – "была невинной", "была свободной". Иногда под татуировкой дата судимости.
6. Рукопожатие, цветок, колокольчик, инициалы – "отсидели с подругой срок звонком".
7. Ласточка с конвертом в клюве – символ амнистии, снижения срока лишения свободы. (Все птицы, кроме хищных,- вера в светлое будущее.)
8. Ангелы – "надежда на что-то". Падающий ангел – крушение надежды.
9. Целующиеся голуби – символ любви.
10. Часы – "отсидела срок звонком".
11. Цветок ромашка – воровская любовь (групповая).
12. Яблоко искушения – "потеря невинности", "впервые приняла наркотик", "впервые выпила алкогольный напиток". Обычно проставляется дата.
13. Целующиеся мужчина и женщина – "память о любимом".
14. Голова мужчины – портрет любимого, исполненный с фотографии.
15. Детская головка – "память о сиротке", "память об оставленном ребенке", "ребенок загублен абортом".
16. Девочка, сидящая на летящем аисте,- символ матери-одиночки.
17. Женщина, обвитая проволокой на фоне креста,- "невинно осужденная", "мой рок". (Воровская татуировка.)
18. Сатана, раскачивающийся на цепи, подкова – "было счастье, да сатана унес".
19. Голова женщины, кинжал, кандалы, надпись "Русь" – "отбывала наказание на чужбине" (вне России).
20. Женщина, обвитая колючей проволокой, на фоне солнца и парусника – надежда на светлое будущее (вода – очищение), "вспоминая волю, помню о родителях" (солнце – отец).
21. Скорбящая у гроба женщина – "память о родных, умерших в заключении", "мама, спи и жди меня".
22. Девушка с двумя револьверами в руках – женская "отрицала" (молодежная татуировка), "я – бандитка", "закону воров не изменю".
23. Женская головка, чаша, шприц, паутина – татуировка наркоманок.
24. Голова медузы Горгоны, меч, горящий факел – символ, отвращающий опасность, "за зло отомщу".
25. Амур, стреляющий из лука:
а) "неверного накажу изменой";
6) "верю в свою любовь";
в) на животе – была судима по ст. 115 УК РСФСР.

26. Голубь на ладони, решетка и солнце – татуированная была судима в несовершеннолетнем возрасте, "злая судьба отняла волю и надежду".
27. Горящая свеча, лента и карты мастей треф и пик. Свеча – символ воровской удачи. Свеча горит – отбывала срок наказания. "Молодость уходит безвозвратно". Туз треф – тюрьма. Туз пик – надежда.
Среди народных поверий есть и такое: если в день Благовещения вор что-либо украдет и не попадется, то ему будет весь ГОД удача (см. "Русский народ", М., 1880).
28. Голова ведьмы с туловищем змеи, обвивающем женскую головку,- "в объятиях злой судьбы".
29. Чайки – "детство было чистым и счастливым", "тоска по воле".
30. Женщина в монашеской одежде с ребенком на руках – стремление к свободе, "на Тебя уповаю", "память о родной матери".
31. Закованные в кандалы руки тянутся к цветку мака – "счастье было так близко!". На бедре татуировку носят пассивные лесбиянки.
32. Надписи, наносимые вокруг сосков груди или на животе.
33. Голова женщины в обрамлении из подковы, надпись на грузинском языке: "Ты – мое солнце" – вера в будущее счастье, надежда на УДО (условное досрочное освобождение).
34. Орел, сидящий на камне,- символ авторитета в уголовной среде.
35. Голова индейца – символ попранных прав. Носящие такую татуировку причисляют себя к диссидентам.
36. Роза, обвитая колючей проволокой,- 18 лет отмечала в местах лишения свободы. Роза (но с шипами!) на бедре – пассивная лесбиянка,
37. Тюльпан – 16 лет исполнилось в местах лишения свободы.
38. Летящая в виде ангела женщина – татуировка, характерная для воровок.
39. Кинжал, обвитый змеей,- начал воровать или грабить.
40. Колокольчик, обвитый проволокой,- "отбыла срок звонком без льгот".
41. Распятие – символ страдания. Характерна для воровок. Крест – тюрьма.
42. Жук – знакома с воровскими традициями и законами.
43. Сердце, обвитое змеей,- несчастная любовь, без взаимности.
Татуировку носят обычно лесбиянки, на передней части бедра.
44. Чайки, солнце и море (татуировка встречается часто) – "родилась и умру свободной".
45. Черт с ромашкой в руках – "будь что будет".
46. Скрипичный ключ – "жила весело" (имела успех у мужчин).
47. Церковь – стремление к лидерству, авторитету. Осуждена за кражи и грабежи. Отрицательно относится к органам суда, прокуратуры, сотрудникам милиции и ИТУ.
48. Кот – участница воровской группировки.
49. Русалка – символ удачи, "люби и помни свободу".
50. Змея и перо – символ судимой по ст. 146 УК РСФСР.
51. Женщина с гитарой – татуировка лесбиянок. Наносится на переднюю часть бедра. "На воле жила свободной".
52. Спасательный круг, яхта внутри него – татуировка "коблов" (см. словарь жаргонных слов и выражений).
53. Крест на могиле. Могила заштрихована. Месть осуществлена.
54. Глаз в треугольнике (татуировка наносится на ягодицу) – активная лесбиянка. На руке без треугольника – расшифровка та же.
55. Женщина с ребенком – "тоска по дому".
56. Сердце, пробитое стрелой и кинжалом, – "за любовь готова на все".
57. Рюмка – "пью за любовь".
58. Решетка, 6утылка, рюмка, карты – "начала преступную жизнь".
59. Голова тигра (татуировку носят женщины-уголовницы "отрицала") – "ненавижу ментов".
60. Бабочка – "вечность". Татуируется внизу живота.
61. Голова сатаны (наносится на бедро) – "повязалась с пороком", "оскал" на администрацию.

62. Якорь, сердце и крылья (татуировка неполная, должно быть еще и
солнце) – "верность, счастье, жизнь, свобода", "отсидела срок с любовью в сердце". Солнце, свет – символ удачи.
63. Обнаженная женщина – татуировку наносят себе активные лесбиянки.
64. Крест – "задумчивость". (Воровской символ.)
65. Цветок лилии – татуировка наносится на плечо пассивными лесбиянками.
66, 67, 68. Символы наркоманок.
69. Листок – "с малых лет одна" (рано осталась сиротой).
70. Женская головка с трефовой мастью на груди – символ воровок.
71. Чайка и руль – "привет ворам", "свернула с пути свободы".
72. Пример татуированной надписи.

Религиозные татуировки:

Несмотря на то, что еще несколько лет назад среди представителей уголовного мира трудно было найти истинно верующего человека, татуировки с религиозной символикой встречаются у преступников довольно часто. Думается, в критический момент они становятся суеверными (о вере здесь можно говорить лишь условно) и на уровне этого своего суеверия стремятся обратиться к Богу, убеждая себя в том, что искренне раскаялись, пытаясь хоть как-то облегчить душу, скрасть угрызения совести. Возможно, ими движут другие мотивы. Однако мы не исключаем, конечно, и настоящего, чистосердечного раскаяния в содеянном, ибо пути Господни неисповедимы и нет такой черной бездны, в которую бы не мог проникнуть Его свет. Вспомним хотя бы того новозаветного злодея, распятого рядом с Христом, который раскаялся…
 
Итак, рассмотрим некоторые религиозные татуировки, встреченные нами в разные годы у осужденных:

1. Всевидящее око – символ всеведения Бога. Треугольник – указание на троичность Божества.
2. Ангел – небесный служитель Бога, вестник Его воли. Наносится на грудь.
3. Богородица – заступница за людей перед Богом.
4. Всевышняя мать гностиков – источник жизни и благодати. (Уголовники, не зная истории христианства, его канонов, накалывают этот рисунок в соответствии со своими вкусами.)
5. Пальма – символ торжества, знамение победы.
6. Орел – символ гордости, надменности и самонадеянности. Но мало кто
из уголовников знает, что это также и символ падения, исчезновения, ничтожества.
7. Лев – символ людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом.
8. Павлин – символ воскресения и бессмертия.
9. Голубь – символ кротости, нежности, чистоты и любви (Дух Святой сошел на Спасителя при крещении в виде голубином).
10. Птица Феникс – символ бессмертия.
11. Птица, клюющая виноградную гроздь,- символ христианина,
принимающего причастие. Птицы (кроме хищных) – души христианские,

12. Пальмовая ветвь – символ победы, триумфа.
13. Рука Господня – созидательная сила, созидающее начало, Творец всего сущего.
14. Рыба, якорь, криптограмма греческими буквами (Иисус Христос Божий Сын Спаситель) – надежда на спасение души (якорь – символ надежды).
15. Венок – символ святости, величия.
16. Змей и яблоко – намек на ветхозаветный сюжет о змее-искусителе, а вообще змеем или древним змеем называли дьявола; змей служит эмблемой злобы, свирепости и коварства (У христианских священных писателей).
17. Голубь с веткой в клюве – ветхозаветные мотивы: голубь в истории о потопе является к Ною в ковчег со "свежим масличным листом во рту"; символ радостной вести, надежды на избавление от страданий, на
лучшее.