Та-моко (чаще моко, маори Tā moko) — татуировка тела и лица, является одной из древнейших культурных традиций маори, пришедшей в их историю на первых шагах развития народа. Основное отличие от обычной татуировки заключается в том, что та-моко наносится на кожу с помощью специального зубила, «у́хи» (маори uhi), а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.

Возникновение

Техника та-моко была заимствована маори в Восточной Полинезии, где находилась их прародина, поэтому использовавшиеся инструменты и методы татуирования были схожи с теми, что встречались в других частях Полинезии.

Хотя маори пользовались той же методикой нанесения и инструментами, что и жители всех полинезийских островов, традиционный стиль «та-моко» стал известен в мире именно благодаря аборигенам Новой Зеландии.В маорийской культуре существует легенда, в которой рассказывается о происхождении та-моко. В ней повествуется о ревнивом смертном вожде по имени Матаора, который завоевал сердце Ниварека, девушки из подземного мира. Несмотря на всю свою любовь, Матаора не был уверен в верности Ниварека, поэтому однажды сильно оскорбил свою жену, вынудив её бежать к своему отцу. Убитый горем, Матаора решил вернуть себе Ниварека и побежал за женой. Слёзы, которые текли по его лицу, уничтожили рисунок на лице Матаора. Когда семья Ниварека увидела её мужа, родственники сильно засмеялись (татуировки на их лице были несмываемыми). Чувствовавший свою вину, Матаора попросил прощения у своей жены и пообещал никогда её больше не обижать, а у её отца, Уэтонга, попросил раскрыть ему секрет татуирования. Бессмертный татуировщик сделал Матаора несмываемый рисунок. После этого Матаора и Ниварека вернулись в мир смертных, принеся с собой секрет та-моко.

Технология

Для нанесения моко маори использовали ухи — специальные небольшие долота, которые изготавливались из костей рыб, птиц (в частности альбатроса), акульих зубов или обломков раковин моллюсков. С их помощью вырезались рисунки, которые оставляли на коже шрамы.

В конце XIX века на смену долотам пришли иглы — уменьшились временные затраты на нанесение, а процесс стал менее опасным для здоровья. Вместе с этим моко стали абсолютно гладкими.

Элементы, их трактовка и значение

В доевропейском маорийском обществе та-моко украшались многие, если не все, представители высших слоёв, поэтому тех, у кого не было татуировки, как правило, относили к лицам с низким социальным статусом. Тем не менее иногда людям нижнего социального слоя разрешалось наносить на тело отдельные элементы та-моко. Сам же процесс татуирования считался важной вехой в жизни человека, и он сопровождался различными ритуалами. Рисунок же у каждого носителя был уникальным и неповторимым.[3] Та-моко не только говорили о статусе человека, но также считались украшением лица, которое могло бы привлечь представителя противоположного пола. Для мужчин традиционным считалось нанесение моко на лице, спине, ягодицах (raperape), животе и бёдрах (puhoro). Женщинам татуировка могла быть нанесена на губы (kaue), щёки и подборок, а также на ягодицы, живот и бёдра. И мужчинам и женщинам татуировка могла быть нанесена и на другие части тела, но в таком случае она имела меньшее значение. Татуировщики высоко почитались в маорийском обществе и считались неприкосновенными.

Изначально специалисты по нанесению та-моко, или тохунга-та-моко, использовали в своём деле особую разновидность зубила, или ухи, которую делали из кости альбатроса или человека (впоследствии к ней приделывали рукоятку), а также небольшой молоточек. Краски, наносившиеся на тело, делались из гриба кордицепса, а краски, наносившиеся на лицо, — из горелой древесины. Кроме того, для их создания также смешивали золу, полученную после сожжения смолы дерева каури, с жиром. Краска помещалась в око, или сосуд, окрашенный орнаментом и передававшийся по наследству. Среди татуировщиков преобладали мужчины, хотя изредка встречались и женщины.

Основные символы характерные для «та-моко» — это линии и спирали. Характерной чертой всех узоров является симметричность рисунка. Спирали являлись самым распространённый элементом. Одним из главных символов для воинственных маори была двуглавая спираль Mango Pare, которая ассоциировалась с акулой-молот, которая в представлениях маори символизировала решимость, силу воинского духа и свирепость. Различные лучи, лестницы и другие узоры обозначали военные заслуги маори: количество битв, в которых владелец данного моко принимал участие, количество убитых врагов, и количество полученных ранений. Но важнейшую роль «моко» играло в социальной жизни маори. Первые «та моко» наносились девушкам и юношам, как символ перехода во взрослую жизнь.

Наиболее распространённым и информативным было мужское «моко» — татуировка на лице, которая состояла из следующих разделов:

Ngakaipikirau (разряд). Центральная часть лба
Ngunga (положение в обществе). Область вокруг бровей
Uirere (разряд). Глаза и область носа
Uma (первый или второй брак). На висках
Raurau (подпись). Область под носом
Taiohou (работа). Область щек
Wairua (сословие). Подбородок
Taitoto (статус при рождении). Челюсть

Угасание и новая популярность

Искусство «та моко» начало угасать в середине XIX века, вместе с вторжением англичан в Новую Зеландию. И некоторое время спустя, после вторжения европейских захватчиков, мужчины маори практически перестали делать себе «моко». Женщины же, были верны вплоть до двадцатого века.

В последние годы популярность мока вновь увеличилась и теперь её нанесение часто является для маори данью уважения своим предкам и своим традициям. В то же время, элементы мокко стали популярны и у представителей других этнических групп населения Новой Зеландии и даже за рубежом.