Среди желающих сделать татуировку существует расхожее мнение: чем работа меньше по объему, тем проще она в исполнении. Но это не так. Истинные мастера татуажа признаются вам, что затупили не одну сотню игл, прежде чем почувствовали, что действительно освоили жанр миниатюры.

Что считать миниатюрой

Изящные миниатюрные вещицы, украшенные тонкой росписью, всегда находили своих почитателей и коллекционеров. Вспомним лаковые шкатулки мастеров Палеха, миниатюры Федоскино, Мстеры, Городца. Эти произведения, которые заставляют нас восхищаться тонко выписанными деталями, мастерством владения кистью, существуют только в камерном, замкнутом пространстве. С тату — картина похожая. Но если в изобразительном искусстве в жанре миниатюры воплощаются целые сюжетные сцены с большим количеством персонажей, то в искусстве татуажа миниатюра имеет свои особенности: это, прежде всего, небольшая по размеру и не перегруженная деталями работа. К примеру, на последней тату-конвенции в Санкт-Петербурге жюри причисляло к разряду миниатюр татуировки, чья площадь не превышала 5х5 см.Где лучше делать

Небольшие изящные изображения обычно выбирают для украшения тела представительницы слабого пола. Не случайно миниатюрную татуировку часто сравнивают с мушкой, которой так умело пользовались наши прабабушки для придания себе большего шарма и соблазнительности. Для этих маленьких «завлекалочек» находили самые эротичные места. Сегодня трудно представить, в какой любовный трепет приводили они мужчин. Миниатюрные татуировки располагаются по тому же принципу, что и мушки. Как правило, для них выбирают потаенные участки тела, скрытые от посторонних глаз — на груди, на шее под волосами или за ухом, в паху или на лобке. Кто надо — увидит, а остальные даже не догадаются. Из более открытых мест для миниатюры больше всего подходят щиколотка, лопатка, а также крестец, который благодаря моде носить брюки и юбки на бедрах все чаще открывается постороннему взгляду.Выбор сюжета

Для миниатюрных татуировок выбирают, как правило, незатейливые сюжеты: цветочки, пчелки, бабочки, стрекозы, символы, инициалы. Иногда такие парные украшения, своего рода тайный знак любви, делают сразу и Он, и Она. К сожалению, оригинальные сюжеты в миниатюре встречаются значительно реже, чем в масштабных татуировках. Нестандартные, действительно интересные работы можно увидеть только на конкурсных показах. Вопрос здесь в традиционном мышлении клиентов, которым трудно освободиться от укоренившихся клише.

Цветовое решение

Выбор цвета для миниатюры во многом зависит от эскиза. Однако этот жанр диктует свои правила: чем меньше работа, тем больше вероятность, что издали она будет похожа на родимое пятно или, что еще хуже, на уродливую волосатую родинку. Чтобы избежать этого нежелательного эффекта, мастер должен очень умело подбирать цвета. Маленькое изображение значительно лучше смотрится, если выполнено в ярких и светлых тонах. Темные пигменты сразу же следует отложить в сторону, в крайнем случае, они могут использоваться для нанесения контура.

Другая важная задача — избежать пестроты. Нельзя все цвета радуги помещать в работу размером с пятирублевую монету. Оптимальный выбор — два теплых и один холодный тон или, наоборот, два холодных, один теплый.

Особенности композиции

Самое важное и вместе с тем самое сложное в этом жанре — хорошая читаемость работы. В миниатюре не должно быть большого количества элементов, иначе изображение сольется в пятно. Как этого добиться? Прежде всего, работу не стоит перегружать мелкими деталями. Например, если клиент просит изобразить на площади в половинку спичечного коробка эльфа, сидящего на цветке, да еще курящего трубку, нужно объяснить, что технически выполнить такую задумку можно, вот только разглядеть ее будет весьма проблематично. Предложение: оставить либо цветок, либо трубку. Если человек настаивает, надо предложить увеличить масштаб. Или — вообще отказаться от выполнения работы.

В то же время миниатюрное изображение должно быть достаточно сложным, чтобы его было интересно рассматривать. Чтобы работа получилась выразительной, эскиз требует от мастера особенной тщательности. Любое изображение, будь то виньетка с цветочным орнаментом, буквица или иероглиф, важно продумать как по размеру, так и по форме. Даже самому заурядному сюжету можно придать небанальную интерпретацию. Скажем, изображая иероглиф, не просто закрасить его монотонным черным цветом, а пустить тени, которые будут образовывать форму, создавать впечатление объема.

Решать художественную задачу можно различными изобразительными приемами. Все зависит от таланта, вкуса и изобретательности мастера. Можно «поиграть» толщиной линий, сделать растяжку по цвету, где-то отказаться от сплошной контурной обводки, а обозначить объем работы при помощи растушевки, легкой дымки.

Еще один важный момент: если в работе большого масштаба допустимы некоторая погрешность, грубость, неряшливость, которые иногда могут создавать особый шарм, то в миниатюре все должно быть предельно четко: никакой смазанности линий, все детали безукоризненно прорисованы.

Техника выполнения

Работа выполняется тонкими круглыми иглами, собранными в пучок, чаще всего не более трех в спайке. Для контурной линии паяется очень плотный пучок; для заливки фона и растушевки туго стягивать иглы не надо. Некоторые мастера при создании миниатюр пользуются машинками для перманентного макияжа, специально предназначенными для выполнения более тонких работ.

Как правило, миниатюрная работа делается за один сеанс. Примерно недели через две необходимо еще одно посещение салона — для коррекции тех недостатков, которые могли проявиться после заживления.

журнал "KOSMETIK International", №4, 2005