Социокультурные аспекты старения
Из века в век человечество искало «эликсир бессмертия», и с наступлением эпохи технического прогресса эти поиски стали еще актуальнее. Неизбежность старения и смерти по-разному воспринимается разными людьми. Для одних это момент, над которым стоит задумываться лишь на мгновения или стараться вообще вытеснить подобные мысли. Для других это стимул жить продуктивно, ибо само сознание конечности жизни подталкивает к действию и развитию. Наконец, третьи предпринимают активные попытки продлить молодость и повысить качество жизни в текущий момент. Именно к этой стратегии незримо подталкивает нас дух эпохи, и на людей этой группы ориентируется индустрия anti-age, которая создается на наших глазах.
Визуальная культура задает эталоны
Особенностью техногенного общества является то, что его явления и процессы становятся массовыми, а в качестве движущей силы, направляющей умы в нужное русло, выступает визуальная культура. СМИ и совокупность других информационных каналов (кинематограф, Интернет, рекламные носители и т.д.) активно погружают городского жителя в иллюзорный мир, где проблемы решаются с фантастической легкостью. Человек книжной эпохи создавал свой мир образов, уникальный, свойственный лишь ему, и это позволяло ему сохранять индивидуальность, собственное мнение. Современная визуальная культура оперирует короткими, сменяющими друг друга, не связанными друг с другом посылами-образами (американский футуролог Э.Тоффлер назвал такие информационные пакеты «блипами»). Такая фрагментарность обеспечивает принципиальную неполноту любого знания, невозможность полноценно судить о чем-либо в условиях недостатка информации, и как следствие – некритичное принятие любого сообщения «как оно есть».
Благодаря таким манипуляциям с реальностью происходит частичная подмена системы взглядов смотрящего. Новая реальность бытия диктует свои возможности: теперь ты можешь всё то, что увидел, — не стареть, не отвечать за содеянное, не болеть и не страдать; таким образом, создается подобие «синтетического рая на земле».
Характерной чертой медиакультуры является жесткая эксплуатации сексуальных символов и образов беспечной молодости, красоты. Подавляющее большинство любых сообщений имеет сексуальную окрашенность. Ситуация «сексуализации» порождает идолов красоты и специфическую псевдорелигию – культ молодого и красивого тела. Главными богами пантеона становятся абстрактные представители обоих полов, жестко привязанные к принятым стандартам внешности. «Новая религия» получает широкое распространение среди молодого поколения, но и люди старшего возраста охотно разделяют ее ценности. Появляются целые индустрии, связанные с «культом тела». Примером может служить бурное развитие сферы физической активности, спорта, фитнеса.
Молодость и красота в XXI веке становиться специфическим маркером благополучия, успеха, открывает многие двери перед обладателем эталонной внешности. Дальнейший анализ темы покажет, что у проблемы есть две стороны – семиотическая (знаковая, символьная) и прагматическая.
Феномен молодости: знаковые аспекты
Молодость – это прежде всего потенциал. Такова центральная догма «новой религии», принятая негласно, но повсеместно, заставляющая человека стремиться приобрести желаемое любыми путями. Отсутствие специфических маркеров (молодость тела, красота) затрудняет процесс идентификации и как следствие — выделение из массы себе подобных. Даже действующая по сей день иерархическая система, основанная на обладании материальными благами, отходит на второй план: мало быть просто обеспеченным и иметь все атрибуты материального достатка — надо выглядеть на все 100%, иметь улыбку звезды и тело фотомодели. Подобные стремления поощряются в обществе на всех уровнях иерархической лестницы. Быть молодым, спортивным, стройным означает сексуальность, успех и счастье. Более того, индустрия красоты, лоббируя свои взгляды, опять же оказывает воздействие на общественное сознание, способствует разделению общества не только на богатых и бедных, но и на красивых и некрасивых в прямом смысле слова. Недовольные собой направляются на путь «совершенствования» либо отсеиваются как «недостойные» (читай материально несостоятельные, некрасивые), что может породить серьезные психические проблемы – в качестве примера можно привести анорексию.
Наибольшее стремление продлить и поддержать молодость проявляют женщины. Это связано как с физиологическими особенностями женского организма (поскольку изменения гормонального фона в течение жизни заметно отражаются на женском теле), так и с древними представлениями о красоте как признаке здоровья и плодовитости, необходимых для процветания биологического вида и социальной группы. Но и по отношению к мужчинам «культ тела» так же неумолим, хотя далеко на все могут похвастать благоприятными природными данными. Физичекая активность не всегда приводит к желаемому результату. Самым опасным решением является прием стероидов с целью «превзойти природу», что чревато рядом необратимых проблем.
Феномен молодости: прагматические аспекты
Стремление к стройности и юности имеет под собой не только желание соответствовать моде, но отчасти является и необходимостью. Прежде всего надо отметить, что люди худощавого телосложения меньше подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, пищеварительной и других систем, выглядят моложе, дольше живут. Наличие лишнего веса автоматически добавляет несколько лет к паспортному возрасту. Кроме того, современная промышленность ориентирована на людей скорее худощавого телосложения, чем полных.Наконец, молодых, красивых людей охотнее принимают на работу независимо от их профессиональных характеристик. Существует ряд отраслей, где вообще невозможно получить работу, не обладая должной внешностью.
Что дальше? Сценарий N 1: от человека к киборгу
Первый из возможных путей, по которым будет двигаться человечество в погоне за молодостью и физическим совершенством, связан с «технологизацией» человеческого тела. Современные философы, социологи и футурологи предсказывают переход человека, а впоследствие и человечества, в иные эволюционные фазы — «трансчеловека», а затем и «постчеловека». На данном этапе развития общества к пластической хирургии необходимо подойти как феномену, который на наших глазах превращается из элитарного в массовый и буквально меняет «лик общества». Пластическую хирургию можно рассматривать как экстремальное проявление культа тела и связанных с ним «телесных практик». Но в будущем роль пластической хирургии может стать еще более значительной – когда решаемые ею задачи перейдут из разряда чисто эстетических к более широким – например, к внедрению в тело дополнительных устройств – и функциональных, и престижных. Казалось бы, эта перспектива выглядит фантастично, но если присмотреться, общество практически готово к такому развитию событий. С одной стороны, уже сегодня немалое число пациентов вынуждено имплантировать в свое тело медицинские устройства – искусственные суставы, клапаны сердца, кардиостимуляторы, слуховые аппараты. Статистика констатирует факт, что в 2000 году в США проживало 25 миллионов человек, в чьи тела хирургическим путем были помещены медицинские имплантаты различного назначения. С имплантацией смыкается «добровольная киборгизация» — постепенное оснащение человеческого тела удобными технологическими новшествами, в первую очередь, средствами связи и развлечения – телефонами, беспроводными гарнитурами, карманными компьютерами и мн.др. Пластическая хирургия логично дополняет эту палитру модификаций возможностью усовершенствовать свое тело не только функционально, но и эстетически. Сегодня мы вплотную подошли к вмешательству в жизнь тела на нанобиотехнологическом уровне, когда хирургия будет решать вопросы не только по коррекции внешнего облика, но, прежде всего по имплантации технологических устройств в тело человека. Не исключено, что в будущем станет возможна имплантация чипов медицинского назначения, призванных отслеживать состояние здоровья, а в случае сбоя — безошибочно диагностировать и вовремя оповестить о патологии. Далее по мере износа тканей часть будет заменяться либо реконструироваться на нано-уровне. Таким образом, при условии своевременного «техосмотра» и «техобслуживания» возникает возможность неограниченно долгого существования организма.
Помимо витальных реконструкций, появится гамма надстроек над телом, расширяющих его обычные возможности. Отработка механизмов подключения внешних технических органов восприятия к анализаторам мозга (а возможно, и создание специализированных анализаторов в мозге) — это лишь вопрос времени. Подобная «надстройка» сделает возможным еще более эффективное использования технических средств: например, вживление персонального вычислительного модуля и средств мобильного общения позволит пользоваться удаленным доступом к банковским счетам, работе и развлечениям. Являться носителем подобных устройств будет не только престижно, но и необходимо, чтобы быть полноценным членом общества. Искусственное станет настолько привычным и естественным, что постепенно будет закрепляться на уровне новых культурных норм.
Возможно, это футуристическое отступление покажется излишне фантастичным, но внимательный анализ фактов сегодняшнего дня позволяет вычленить те тенденции, которые делают описанный сценарий будущего достаточно вероятным.
Сценарий N2: раскрыть тайны живого
Второй сценарий развития «технологии долголетия» не связан напрямую с техническим решением вопроса, но и не существует изолированно. Манускрипты древности описывают времена, когда продолжительность жизни человека равнялась столетиям без применения каких либо техногенных новшеств. Возможно, в XXI веке путем научного поиска утраченные рецепты снова будут обретены. Геронтологи активно рассматривают возможность человека перейти рубеж в столетие путем не только механических преобразований тела, но и за счет фундаментальных открытий в области генетики, ксенотрансплантологии (то есть пересадки человеку органов генетически модифицированных животных – в первую очередь, высших приматов и свиней), клеточной медицины, открытия новых эффективных геропротекторов.
Почему мы боимся стареть?
Итак, именно страх старения является одним из самых сильных мотивов, побуждающих человечество искать бессмертия и вечной молодости. Специалисты многих областей ведут поиск средств и методов, которые, возможно, позволят человеку достичь желаемого долголетия. Индустрия красоты, включающая в себя не только косметологию, но и медицину, отчасти эксплуатируя страх перед возрастными изменениями, предлагает «чудодейственные» рецепты молодости; целые институты работают над изобретением новых «лекарств от старости». Изложенные выше методы ставят своей целью в той или иной степени трансформировать человека на физическом уровне, но не затрагивают при этом духовную компоненту.
Рассмотрев наиболее вероятные причины возникновения «культа тела» и описав некоторые возможные сценарии его развития, мы до сих пор не касались вопроса, почему же человек так боится, казалось бы, закономерных процессов, происходящих в его теле с возрастом. Казалось бы, старение и смерть призваны омолаживать популяцию, освобождая дорогу молодому поколению. Данный механизм биологически оправдан: стареющий индивид в определенный момент лишается фертильной способности, что позволяет снизить риск возможных генетических заболеваний у потомства, но успевает передать внегенетическую информацию в виде культурных норм, необходимых молодому поколению на этапе первичной социализации. Такой вариант развития общества свойствен традиционным социумам со сложившейся многовековой культурой. Человек «традиционной культуры» уже рождается как член общества, это придает его биологическому существованию социальный смысл, который проявляется в определенных ценностях, нормах, образцах поведения. Это позволяет ему в любом возрасте не испытывать неуверенности, экзистенциального страха, не терять смысл жизни. Традиционные социальные системы отводят особое место стареющим членам общества как носителям традиций и необходимой для выживания информации. Проходя все этапы возрастных изменений, человек остается интегрированным в социокультурный процесс. Т.е не возникает ощущения ненужности, отчужденности, весь комплекс деструктивных социально-психологических факторов, возникающих в старости, отчасти сглажен. Глобализация, урбанизация, смешение этносов и укладов деформируют и видоизменяют традиции. Человек, не имеющий своей личной истории, корней, не чувствует поддержки социума в финальный период своей жизни, что вызывает беспокойное стремление продлить молодость, активный период жизни. Разрушение религиозных укладов (причем речь не идет о какой-либо конкретной конфессии) лишает смысла понятия о загробном воздаянии и вечной жизни души. Взамен традиционного социума, сплоченного вокруг ценностей семьи, племени, нации, возникает общество индивидуумов, которые консолидируются вокруг «новой религии» — культа тела
Я даю согласие на сбор и обработку моих персональных данных. Политика конфиденциальности