Но основной наш потребляемый товар – образы и иллюзии.Теперь все свои беды Россия воспринимает в искаженном отражении – исключительно через экономический интерес. Как бы разглядывая себя через дыру в кармане. К примеру, страна вымирает, людей все меньше, а политики говорят о нехватке трудовых ресурсов. Словно работать теперь важнее, чем жить.

В сентябре интереснейшим трендом стало "внезапное" осознание закредитованности россиян. Вроде обеспокоились даже политики и банкиры. Вдруг стали говорить о том, что в стране  с невыплаченными кредитами живут 34 млн человек, —  45% экономически активного населения страны. Что банки дают кредиты с беспрецендентной доходностью – порой под 900% годовых. Что в стране не менее 5 миллионов человек вообще не могут оплачивать взятые кредиты – и берут новые чтобы гасить проценты по предыдущим. Что резко выросло число самоубийств и преступлений, совершаемых неудачливыми заемщиками…

Проблема закредитованности, конечно, серьезная и хорошо, что ее начали обсуждать. В самом деле, по меньшей мере для 5 миллионов россиян (а также для членов их семей) – здоровых, работоспособных, возможно – вполне себе патриотично настроенных, не осталось вообще никакой надежды. Ни з коны о банкротстве, что принимаются этой осенью, ни финансовые «правозащитники»- ничто уже не вытянет их из кабалы. Может помочь только полный крах системы – то есть фактически разрушение российского государства. И чего будет стоить нынешняя "политическая стабильность" при таком числе загнанных в угол?

Однако проблема закредитованности – только часть другой, гораздо более масштабной. Главная сложность в том, что все имеющиеся ресурсы Россия растрачивает крайне неэффективно. Каждый процент экономического роста и роста доходов только ухудшает ситуацию. И это – не только вина неэффективных чиновников. Как и страна в целом, большинство россиян тратит собственные ресурсы (ресурсы своей семьи) так же эффективно. Отсюда – и новые проблемы для каждого конкретного человека. Неумение страны и ее гражданина жить рационально порождает угрозы национальной и индивидуальной безопасности.

Души людей, страну в целом сжигает потребительская лихорадка. Пятнадцать лет в России росла экономика и улучшалось благосостояние. Но все эти годы многочисленные социальные болезни не только не уменьшались, но становились все запущеннее и запутанней. Падала рождаемость; росли смертность, алкоголизм, наркомания, преступность, сердечнососудистая и психическая заболеваемость… Вроде бы Россия выбилась в число богатых стран (5 место по объему ВВП) и стала крепким середнячком по доходу «на душу». Но осталась самой опасной страной мира с самым больным населением, задавленным социальным стрессом. Каждая наша «трудовая победа» была пирровой и, карабкаясь вверх, мы оставляли кровь на каждом камне.

К примеру, россияне каждый год покупают миллион новых автомобилей иностранной сборки – хотя большинство приобретает их в кредит. Уже около 35 миллионов россиян живут со взятыми у банка кредитами. Не спросясь головы шея влезла в ярмо? Статистика утверждает, что мы стали питаться хуже, чем 20 лет назад. Но покупаем дорогие гаджеты: планшетные компьютеры, дорогие телефоны, смартфоны – свыше 20 миллионов в год.

С 1998 года годы доходы россиян в долларовом эквиваленте выросли в несколько раз. И при этом произошло существенное сокращение потребления жизненно-важных продуктов. Большинство россиян стало хуже питаться, хуже одеваться и вынуждены обставлять квартиры мебелью, содержащей токсичные материалы.

Но основной наш потребляемый товар – образы и иллюзии.Даже длительный период экономического роста не смог компенсировать провалы девяностых. А все потому, что на потребительском рынке рост шел в сфере «новой экономики» – то есть в сфере гаджетов, модных игрушек, навязанных потребителю массированной рекламой. Современная экономика вообще зациклена на производство модных технологических новинок. Приобретение таких гаджетов стоит довольно дорого – один «айфон» дороже 6 тонн (!) российской пшеницы. Тяга людей к обладанию «модными» изделиями объясняется во многом тем, что гаджеты прямо задействованы в процессе информационного обмена. Посредством гаджетов рекламируются новые гаджеты.

В итоге перекосов в потреблении современную Россию вполне можно считать страной, где уже сложилось «общество потребления». Но основной наш потребляемый товар – образы и иллюзии. Ради того, чтобы покупать эти иллюзии, россияне порой экономят даже на продуктах питания или качественных товарах повседневного спроса.

Россия обладает огромными материальными, природными и интеллектуальными ресурсами. Плохо то, что власть неидеально использует национальное богатство России для обеспечения дальнейшего  прогресса. Еще хуже, что так же нерационально живет простой гражданин. Индивид в России также неэффективно растрачивает свои ресурсы, даже если они даются ему тяжелым трудом. Эта проблема шире, чем неэффективность государственного менеджмента – это также проблема и кризиса личности, и кризиса общества в целом.