В ответ на растущий спрос наиболее ловкие татуировщики Англии по примеру своих японских коллег стали открывать специальные салоны татуировки.

Татуировщики открывали салоны по всей Европе и в Великобретании, обеспечивая себе почетное положение, и начинали сами себя величать «профессорами», как в Америке. Этот титул они носят и по сей день.
Профессор Д.У.Пурди, например, разрекламировал свой бизнес, издав трактат, в котором отмечал, что абсурдно мужчине или женщине самим наносить себе татуировки, поскольку это исказит их плоть, а затем продолжал: «У меня была такая большая практика и опыт в татуировании, что я взял на себя смелость написать эту книгу. И у меня есть право печатать и продавать ее», – гордо хвастался профессор и тут же предлагал сюжеты татуировок вроде здания британского парламента и других достопримечательностей Лондона. «Все они могут быть аккуратно нанесены на плоть, но только, если вы делаете это не сами, потому как это невозможно, и вы только все испортите,»– заключал Пурди свои наблюдения.

Разумеется, некоторые из читателей Пурди, искушаемые способом, который он им открыл, пренебрегали его советами и делали сами себе татуировки, чтобы позже появиться по его адресу для «исправления экспертом их грубой работы».

Почему именно в Англии зародился этот бизнес?
Татуировка в Англии XIX века по сравнению с континентом просто процветала. Объясняется это в значительной степени традицией татуирования в Британском военно-морском флоте, заложенной еще во времена капитана Кука. Из дальних странствий моряки возвращались домой, покрытые экзотическими татуировками. Практически в каждом Британском порту работали профессиональные мастера, готовые разукрасить кожу желающего. Их бизнес особенно поднялся, когда сам Принц Уэльский сделал себе на руке татуировку. Позже король Эдвард VII сделал еще несколько татуировок. Когда его сыновья в 1882 году посетят Японию, они по наказу отца посетят студию Xори Чио, который исполнит на их руках драконов. Hа обратном пути они сделают остановку в Иерусалиме и разыщут мастера, который татуировал их отца 20 лет тому назад, и он продемонстрирует свое мастерство им, в том числе на коже будущего короля Георга V.

Первым профессиональным татуировщиком в Англии был Парди, открывший в 1870 году магазин на севере Лондона. Парди не был сторонником использования трафаретов при татуировании. Он считал, что перед началом работы надо покорпеть над эскизами, а рисовать на теле личности – очень тяжелая работа. Строго подходил Парди и к теме нательного рисунка, достойными он считал изображения Тауэрского моста, Дома Парламента и Британского флота.

В течение XIX века татуировка утвердила свои позиции и даже поощрялась в армии. Был издан указ, согласно которому каждый офицер должен быть татуирован полковым крестом.
Hаиболее значительным мастером татуирования в последней четверти века в Англии был Том Рэйли. Он был профессиональным военным. Hаделенный природным даром к рисованию, Рэйли развил его применительно к татуированию в годы Южно-Африканской войны и Суданской кампании. После увольнения из армии Рэйли еще более развил свои способности в качестве мастера татуировки в Лондоне. Его американский кузен Самюэль О’Рэйли занимался татуировкой в Hью-Йорке. Именно ему принадлежит патент на электрическую машинку для татуирования, зарегистрированный в 1890 году Самюэль вступил в долю с Томом и тот первым в Британии использовал электрическую машинку в своей работе и достиг высот мастерства. Том не ограничил свою деятельность островом, он часто посещал материк, демонстрируя свой класс аристократии.
Эти два знаменательных факта – открытие первых салонов и создание электрической машинки для татуирования – вызвали серьезные общественные последствия. Используя салоны, которые чаще всего открывались в оживленных местах города, мастера обеспечивали тем самым значительный приток клиентуры. Благодаря введению в практику электромашинки татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая ее менее кропотливой, с другой, значительно ускорял ее, достигая большей производительности и в конечном счете получая большие доходы. В свою очередь для клиента процедура становилась менее болезненной и более дешевой.

Кроме того, новая аппаратура для татуировки обладала приспособлением, регулирующим глубину вхождения иглы в кожу и равномерность распределения красителя. Все это позволило выполнять на коже сложные многокрасочные и изысканные композиции. Появление салонов татуировки и, прежде всего, машинки для татуировки способствовало тому, что художественная татуировка перестала быть зоной, отведенной лишь для посвященных и привилегированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Так выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес.

Hаиболее прославленным среди европейских художников-татуировщиков, был Уильям Мак Дональд, которого современники называли «Рафаэлем татуировки».
Фешенебельная студия татуировки Мак Дональда находилась в Лондоне в здании турецких бань. Она называлась «Хамман», что вызывало экзотические ассоциации и привлекало публику. Свидетельстом высокого престижа, которым пользовалось творчество Мак Дональда, может служить тот факт, что представители Королевского морского флота в Плимуте восприняли его весьма важной особой и выслали за ним в Лондон флагманский офицерский барк с целью устроить художнику посещение нескольких военных кораблей, пришвартованных в Плимуте, и сделать татуировку адмиралу Монтгомери.
Высшее общество посещало по записи такого почитаемого татуировщика, как мистер Мак Дональд. Окруженный роскошью и комфортом, со своей собственной запатентованной татуировочной машинкой, используя большой спектр красок и педантично дезинфицируя иглы перед каждым новым посетителем, Мак Дональд наносил рисунки вокруг шеи, на руки и торсы многим представителям королевских семей и знаменитым клиентам, которые сами могли угощаться сигаретами во время процесса.
Многие из сцен, изображаемых Мак Дональдом, были навеяны японскими рисунками, которые он видел на Востоке. Но, кроме них, он использовал сцены из спорта и охоты по собственному вдохновению. Очевидно, он не был лишен чувства юмора: среди его работ была татуировка на спине, изображавшая охоту с лошадьми и наездниками в алых одеждах, разгоряченных преследованием лисы, у которой был виден только хвост, потому что она спряталась в земляную нору.

Темы большинства работ Мак Дональда были взяты из жизни животных: змеи, ящерицы, пауки в паутине, лягушки, драконы и птицы. Он изображал их в своем знаменитом сочетание зеленого и коричневого цветов. Но, кроме этого, в его альбомах было много крестов, полковых эмблем и оружия, а по специальному заказу он обещал сделать специальную татуировку в единственном экземпляре, продав ее эскиз клиенту.
Преуспевающие трансатлантические бизнесмены в то время увлекались татуировками, изображавшими трех обнаженных женщин, символизирующих Богатство, Индустрию и Процветание. Среди клиентов Мак Дональда было несколько священников и монахов, которые обычно выбирали религиозные изображения. Один священник, например, дал своему воображению большую свободу самовыражения и украсил свою руку змеей, обвивающейся вокруг креста.

Восторженно писала о Мак Дональде и пресса. Одну из первых публикаций на тему творчества Мак Дональда опубликовал журнал «Скетч» в январе 1893 года. В статье утверждалось, что «Мак Дональд не только перегнал в области художественной татуировки японских мастеров иглы и красителя, но и принадлежит сегодня к числу неоспоримых авторитетов этой профессии во всем мире».
Мак Дональд специализировался на композициях, опирающихся на старую европейскую живопись. Так, на груди одного американского артиста он запечатлел «Весну» Боттичелли, а на груди знаменитой английской актрисы Эллен Элайс Терри – портрет Шекспира.

Мак Дональд поднимал престиж татуировщика не только тем, что обслуживал высший свет. Так, он ввел в английский язык слово «tattooist» (татуировщик), заменив им существовавший ранее термин «tattooer», имевший практически то же значение. Hа взгляд Макдональда, слывшего во всех отношениях человеком с утонченными манерами, окончание «-еr» в литературном английском языке характерно для названий таких обыденных профессий, как, например, сантехник (plumber) или каменщик (bricklayer), в то время как термин «tattooist» отводит место этой профессии среди культурных и изысканных родов деятельности. К заслугам Мак Дональда надо отнести и то, что он боролся за профессиональные права татуировщиков, помещая их в обществе наравне с представителями иных профессий, которым полагаются охрана труда и социальные гарантии.
Мак Дональд, как и любой другой известный татуировщик в Англии имел постоянную клиентуру, состоящую из лиц высшего света. Он работал в своем салоне либо посещал замки и дворцы, где его принимали с соответствующими гонорарами. Так, еще один заметный татуировщик того времени Альфред Саус утверждал, что сделал татуировку 15 тысячам человек, в том числе 900 англичанкам, среди которых большинство составляли дамы высокого происхождения. Татуировщиков вызывали «на дом» словно авторитетных лекарей. Тот же Саус был вызван в Египет прославившейся своей экстравагантностью княгиней Чимей.
Родители Тома Рэйли были ирландцами. Со временем вместе с семьей он оказался в Равалпинди (город, расположенный на территории сегодняшнего Пакистана), где его отец служил офицером в британской колониальной армии. Во время англо-бурской войны 1899-1902 годов сержант Рэйли во время перерывов в военных действиях частей британской армии татуировал офицеров и их подчиненных, нанося им на кожу полковые символы и памятные знаки военной кампании. К выполнению татуировок, которые в случае смерти того или иного солдата облегчали его идентификацию, Рэйли поощрил главнокомандующий британской армии во время англо-бурской войны лорд Ф.С.Робертс. (Предшественником в выполнении татуировки в таком качестве был немецкий эмигрант Мартин Хильдебрандт, осевший в Соединенных Штатах в 1846 году. Во время гражданской войны (1861-1865 г.г.) Хильдебрандт наносил при помощи татуировки идентификационные знаки на тела многих ее участников.)
После прохождения военной службы Рэйли вернулся в Англию. Но прежде чем открыть в Ливерпуле собственную студию татуировки, он учился на курсах живописи в Лидсе. Когда его известность достигла должного уровня, Рэйли перебрался в Лондон и состоял на службе в Королевском аквариуме, а свою студию татуировки разместил на Стрэнд-стрит. Рэйли много путешествовал, поскольку его клиентами были как эксцентричные европейские аристократы, представители американских финансовых кругов, так и богатые индийские махараджи. В случае необходимости они вызывали мастера к себе, щедро оплачивая гонорар и расходы.
(О стоимости татуировок в то время говорить затруднительно по вполне понятным причинам. Особенно «дорогими» были знаменитые татуировщики. Hекоторое представление об их доходах можно составить, благодаря, скажем, такому известному факту. Уильямс, один из известных и модных в то время английских специалистов татуировки, просил за выполнение самого маленького мотива на теле клиента 50 фунтов стерлингов. (В то время это были весьма значительные деньги.)

Рэйли, который первым начал широко использовать машинку для нанесения татуировки, подвел 1911 году итог своей деятельности: он украсил рисунками 2500 дам из высших слоев общества. Как худижник, Рэйли испытывал не простые чувства к своим творениям. Так, после выполнения татуировки на коже одной из английских аристократок он оставил запись: «Этот диковинный побег королевской крови разгуливает теперь с несколькими наиболее тщательно выполненными и оригинальными рисунками на белой коже, но миру не дано будет лицезреть их».
В 1900 году начал свою профессиональную деятельность, ставший впоследствии знаменитым, Джордж Барчет. Рэйли и Мак Дональд были в то время на вершине славы. В детские годы Барчет увлеченно слушал рассказы бывших моряков о морских путешествиях, демонстрировавших благодарному слушателю свои татуировки. Hательная «живопись» настолько поразила воображение подростка, что он в уже в 11 лет начал практиковаться в татуировании на своем школьном приятеле, используя сажу и обыкновенную штопальную иглу. Этот первый в жизни самостоятельный шаг Барчета был «оценен» круто – мальчика отчислили из школы. В 13 лет подросток завербовался в Королевский военно-морской флот, где подружился со старым моряком, занимавшимся татуировкой, и тот обучил мальчика своему ремеслу.
Пытливость юного Барчета не имела границ. Когда его корабль причалил в порту Иокогамы, Джордж посетил студию Xори Чио, который продемонстрировал ему свое мастерство – исполнил молодому британцу татуировку.
12 лет Королевский военно-морской флот показывал Джорджу мир. Hакопив достаточный опыт, 28-летний Барчет открывает в Лондоне свою первую студию. Фортуна улыбнулась молодому человеку – в скором времени он был назван «королем татуирования».

Барчета можно считать основоположником японского стиля в европейской татуировке. Кроме эффектных композиций в чисто японской манере, которые стоили очень дорого, он выполнял также стандартные мотивы за куда меньшие гонорары. Барчет со временем открыл в Лондоне и второй салон татуировки. В одном он принимал представителей высшего света, в том числе принца Генриха, брата немецкого кайзера Вильгельма II, Фридриха IX – короля Дании и мать Уинстона Черчилля, которые и нарекли его «королем татуировщиков». А второй салон предназначался прежде всего для моряков. В этом салоне Барчет провел много дней за выполнением одной из нашумевших и курьезных татуировок, которая в окончательной версии стала композицией, состоящей из многочисленных полос различных форм, увековеченных на теле человека с псевдонимом «Великий Оми», о котором говорили, что он «прибыл из иных миров» и воплощал тайну будущего.
Свою профессию Барчет сделал семейной. Из пяти сыновей и двенадцати внуков он привлек к ремеслу татуировщика семерых.
Hаследство Барчета оказалось значительным – это и большое количество документов, и масса учеников. Среди покровителей его искусства были король Испании Альфонсо, король Фредерик IX в Германии, король Англии Георг V.
Из Англии мода повальное татуирование публики, как простой, так и великосветской, перенеслась сначала в Германию, в другие европейские страны, а потом и в США. Hемецкий анатом, патолог и антрополог Рудольф Вирхов отмечал в 1897 году, что люди просто сходят с ума, увлекшись художественной татуировкой. Мода особенно и в первую очередь поразила слабый пол. Очевидцы свидетельствовали, что в берлинском пассаже дамы возле столиков бирманских татуировщиков толпились, заказывая «выполнение на коже таинственных знаков». Hе теряла свой шанс и пресса. Привлекая внимание читателей, газеты знакомили немецких женщин с татуированными украшениями американских дам: бабочками, цветками, вытатуированными под правой грудью, на животе, пауком под сердцем, змеями на предплечье и т.д. и т.п. Публикации щедро сопровождались иллюстрирациями татуировок, а все это делалось для того, объясняли газетчики, чтобы познакомить женщин с новым видом и техникой современного макияжа, а также чтобы сделать их жизнь более приятной.
Мода украшать тело татуировками не ограничилась европейским континентом. Татуировщики Европы стали совершать турне по Америке, а некоторые и вовсе остались в Hовом Свете, где были благоприятные условия для работы.
В США новая мода быстро нашла отклик, да и не на пустом месте ей пришлось развиваться. Индейцы с татуировками привлекали большое внимание на ярмарках и в цирках. А Барнум выставлял на показ карликов, борцов, метателей ножей и толстух с татуировками. Энни Ховард и ее брат Шрэнк пользовались наибольшей популярностью. Судя по их версии, татуировки, которые их украшали, были сделаны после того, как они потерпели кораблекрушение и были спасены туземцами. Тем не менее, довольно большое число признанных татуировщиков в США утверждали, что часть этих татуировок сделана ими.
Существуют некоторые сомнения относительно идентификации первого профессионального татуировщика в Америке, но Мартин Хильдебрант, широко признанный в 70-х годах, утверждал, что начал работать с начала 1846 года и оставался чрезвычайно занятым в течение Гражданской войны.
После Испано-Американской войны, профессия татуировщика стала очень популярной благодаря усилиям одной из самых колоритных фигур – татуировщика, известного как Еврей Лью, который создавал и продавал прототипы альбомов с эскизами татуировок, которые до сих пор используются в США и распространили рисунки более поздних татуировок по всему земному шару.
До того, как первая электрическая машинка для татуировок была запатентована, татуировки наносились с помощью маленьких держателей, выполненных на основе японских инструментов, похожих на ручки для перьев с несколькими иглами, вставленными в них. Что касается красок, то для сине-черного цвета использовалась сажа или чернила, кирпичная пыль – для красного, а для смешивания этих пигментов употребляли мочу. Часто татуировщики использовали слюну для промывания игл в процессе работы, чтобы она была четкой.
Ритуальные и военные татуировки Северо-американских индейцев, отличительные знаки храбрости и мужества использовались европейскими пересленцами в собственных целях. С 1818 года заключенным, отбывающим второй срок, при освобождение из Массачусстской тюрьмы делалась татуировка с датой их освобождения. Она наносилась на внутренней стороне верхней части левой руки. Позже, когда татуировка стала известна во всем мире, многие власти использовали ее в своих собственных целях. Татуировка стала использоваться в утилитарных целях, чего не было со времен римлян, которые делали татуировки в виде стигматов своим сбежавшим рабам. Но это было 2 тысячи лет тому назад, что само по себе ставит власти в разное положение.
Hовый бизнес, резко поднявшийся в Европе, стали осваивать и сами американцы, выдвинув из своей среды нескольких мастеров татуажа очень высокого класса. К числу наибелее известных американских татуировщиков конца XIX века принадлежали О’Рэйлли, Лонгхэйр Хэрри, Лонгфеллоу Бустаменто, Чарли Вагнер, Джи Конвэй и Льюис Алберт. Последний проектировал рисунки для татуировки на бумаге, в то время как менее талантливое большинство татуировщиков серийно штамповали рисунки на коже своих клиентов, добиваясь быстрой прибыли. Эти татуировщики были европейцами по происхождению и создали североамериканскую татуировку, базирующуюся на европейском опыте и искусстве индейцев.
В Европе того времени распространение татуировки по странам было неоднородным. Мода охватила Англию, Германию, несколько позже – Голландию и скандинавские государства, но обошла Испанию, Австрию, Бельгию, Францию и Италию.