При ближайшем рассмотрении татуировка, однозначно вызывающая в воображении большинства наколки преступного мира и принадлежащая исключительно ему, распространена среди многих сообществ земного шара, причем совсем не обязательно в преступном мире. Более того, не преступный мир ее придумал, не он развивал.

Самые захватывающие сюжеты и формы татуировки подарила миру Япония.

Татуировка в Японии имеет весьма богатые традиции, корни которых уходят в глубину веков. Hайти их и объяснить пытаются многие исследователи. Известны две гипотезы относительно появления татуировки в Японии.Опираясь на археологические материалы, касающиеся двух периодов истории Японии – Яои (около 250 года до нашей эры – 300 год нашей эры) и Кофун (около 250 года нашей эры – 550 год нашей эры), развитие которого относится к периоду существования Ямато (так называли Японию китайцы), являвшегося начальным этапом формирования японской государственности, можно судить, что татуировка была заимствована у Китая, где она была известна в XI веке до нашей эры, или во времена царствования династии Чоу.

Эта гипотеза с исторической точки зрения вполне приемлема -Япония развивалась в той части азиатского континента, культурным центром которого был Китай. Известно, что не позже 2-го тысячелетия до нашей эры вместе с появлением культуры бронзы китайская цивилизация начала оказывать постоянное влияние на соседей как на север, так и на юге. В более поздних поселениях периода Яои найдены многочисленные предметы китайского происхождения периода царствования западной династии Хан (202 год до нашей эры – 9 год нашей эры). Эти и более поздние китайские влияния обусловили в общественной, культурной и хозяйственной жизни Японии изменения, которые определили облик страны на полседующие полтора тысячелетия.

Односторонняя культурная зависимость Японии от Китая позволила некоторым исследователям посчитать, что геометрический орнамент на керамических фигурках, которые иногда представляли людей и самые древние из которых относятся ко 2 веку до нашей эры, является свидетельством знакомства тогдашних жителей Японии с татуировкой, заимствованной, возможно, с территории соседней страны. Эту гипотезу не опровергают и археологические открытия, сделанные в 70-е годы XX века на территории Японии, которые позволили отодвинуть дату знакомства жителей Японии с татуировкой на три века назад в сравнении с более ранними данными.

В 1977 году археологи в окрестностях Осаки в одном из курганов нашли две глиняные фигурки с лицами, покрытыми орнаментом, который исследователи определили как татуировку. Означает ли это о том, что на три века назад следует отодвинуть время, когда изготовлены эти фигурки?

Значение татуировки в сознании населения этого раннего периода истории Японии до сих пор остается неясным, поскольку в то время она уже применялась в различных общественных слоях для косметических, религиозных либо магических целей, но прежде всего для целей пенитенциарных. Например, китайцы, несмотря на то, что были знакомы с техникой татуировки, считали ее варварской практикой и применяли по отношению к преступникам. Но кажется весьма сомнительным, чтобы фигурки ханиуа, заменяющие живые существа, как и животные, предназначенные сопровождать умерших в их загробной жизни, должны были символизировать преступников. Другими словами, между китайской и японской традицией просматривается определенное различие.

По другой гипотезе татуировка проникла в Японию в глубокой древности при посредничестве айнов, которые до недавнего времени считались первой населяющей архипелаг народностью. Айны в период Дзиомон (около 7000 года до н. э. – 250 год до н. э.) жили в непосредственном соседстве с предками сегодняшних японцев на Хоккайдо, Курильских островах и на Сахалине. Этнографические исследования показали, что айны были знакомы с татуировкой с незапамятных времен. Ее особенностью является популярность этого обычая среди женщин, которые татуировали свои подбородки и место под носом таким образом, чтобы создать впечатление наличия волосяного покрова. Одни исследователи роль, которую сыграли айны в истории Японии, считают неясной, в то время как другие категорически утверждают, что примитивная татуировка айнов не оказала влияния на развитие татуировки в Японии.

Объяснить возникновение татуировки пытаются и японцы. Здесь издавна ходят различные легенды, касающиеся происхождения татуировки. Наиболее распространенная связывается с фигурой мифического правителя Джимму, первого властелина Японии, жившего около 660-585 годов до н. э. Татуировки, которые носил Джимму, должны были быть эффектными, если смогли до такой степени восхитить ставшую позже царицей Сенойататару, которая в их честь сложила поэму. Легенда о правителе Джимму является основным каноном актуальной и по сей день религии японцев, называющейся синтоизмом. Другой правитель, Одзин, прославился тем, что, используя язык поэзии, сравнил поверхность скал с татуированными мужчинами.

Значение татуировки в древней Японии первыми описали китайские путешественники, которые в 3 веке н. э. посетили Страну восходящего солнца. В хронике «История трех королевств» они обращают внимание на то, что в королевстве Уа (Япония) люди благородного происхождения отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. С другой стороны, как подтверждают иллюстрации, включенные в древний японский эпос, весьма вероятно, что в отдаленные времена татуировка была привелегией высших граждан. Этот обычай был предан забвению, когда ему на смену пришел обычай носить изысканные наряды. Тогда-то татуировку и заполучили простые люди. Чаще всего это были те, кто во время физического труда под открытым небом вынужден был в жаркое время раздеваться – грузчики и т.п.

Иначе интерпретирует функции татуировки в ранние периоды истории Японии «Запись древних вещей» (около 710 года). Это одна из наиболее чтимых японских хроник. Из нее можно узнать, что мужчины с Ямато носили на лицах татуировки, предназначенные для религиозных и косметических целей. Эти сообщения, равно как и данные, касающиеся татуировки, были почерпнуты в других более ранних японских хрониках. Однако относиться к ним следует осторожно: сомнительно, чтобы в те времена различались и применялись различные названия, обозначающие процедуры, которые мы сегодня называем татуировкой, скарификацией и разрисовкой тела. Эти данные не в состоянии проверить современные исследователи, поскольку материалы раскопок, относящихся ко временам, которые описаны в тех хрониках, не могут быть полезными в выяснении истины. Они касаются сохранившихся в земле фрагментов костей, в то время как татуировка, которая выполнялась на мягких частях человеческого тела, не могла сохраниться до нашего времени.

Приблизительно с 5 века н. э. в функциях татуировки на территории Японии происходят существенные изменения. В «Японской хронике», написанной на китайском языке в 720 году, можно найти два упоминания, касающиеся интересующей нас темы. Одно: «В апреле первого года царствования Ритчю (около 400 года) Адзумино Мурадзи и его сообщник Уминдо Нодзима взбунтовались против царствовавшего правителя, за что были осуждены на смертную казнь. Однако в результате того, что к ним был применен акт помилования, это наказание было заменено на нанесение татуировки тушью на лбу и плечах согласно старинному китайскому обычаю». Второе: «В октябре одиннадцатого года правления Юриаку (около 467 года) Дзинку Уда был осужден на татуирование за злостное убийство одного птицевода».

Самый старый в Японии документ, сообщающий о применении татуировки как вида наказания, – «Hихонисиоки». Это наказание, поначалу применявшееся время от времени, приблизительно в 6 веке было узаконено, получив название «несаку». Принудительное татуирование преступников заменило распространенные до этого наказания, когда отрубался нос или ухо. Такой мягкий для тех времен вид наказания, отражающий своеобразие уголовного права в древней Японии, в более поздние периоды фатально отразился на репутации татуировки, когда она начала выполнять почти исключительно функции украшения.

В 645 году реформа законодательства, названная Таика, отменила татуировку для клеймения людей. В период Камакура (1185-1333 г.г.), когда к власти пришла провинциальная вооруженная аристократия, или так называемые буши, или самураи и когда впервые в Японии установилась власть военных с широкими правомочиями гражданских (сиогунат), наказание в виде татуировки еще существовало формально, но на практике уже не применялось. Позже это наказание было вновь восстановлено и широко применялось еще в период Токугауа. (Аналогичные функции в это время татуировка выполняла и в Европе.)

Татуировка, применявшаяся в виде наказания, была несложной формы: преимущественно прямые линии, выполненные черной тушью и помещенные, как правило, на верхних частях тела – предплечьях, плечах и в исключительных случаях даже на лице. Число нанесенных черточек показывало, является преступник рецидивистом или нет. Со временем форма татуировки была дифференцирована в зависимости от совершенного преступления: знаком наказания за тяжкое преступление было, например, широкое черное кольцо на плече или даже на лице.

Преступники, выйдя на свободу, старались скрыть свое прошлое. С этой целью они проводили камуфлирование, преобразуя компрометирующие их мотивы посредством обогащения дополнительным орнаментом. В более поздние времена многие преступники делали татуировки еще до того, как впервые попадали за решетку. В результате распространения такого обычая каждая татуировка становилась свидетельством принадлежности к преступному миру. Приблизительно к XVII веку относится возникновение определения подобного типа татуировок. Они обозначались словом «иредзуми». Употребляемый и сегодня термин состоит из двух слов: «ире» -»впрыскивать» и «дзуми» – «тушь». Следствием тесной связи татуировки с преступным миром было возникновение презрительного отношения к татуировке, особенно среди представителей высших общественных слоев Японии.

Существовала и другая татуировка, называемая «гаман». Она свидетельствовала о мужестве, отваге, невосприимчивости к боли. Эта татуировка демонстрировала мужественность человека.

В XVII веке татуировка стала популярной среди женщин легкого поведения, которых можно было узнать по специальным мотивам, вытатуированным на левом предплечье либо на ладони. Их японские проститутки носят и сегодня. К наиболее распространенным среди женщин этой категории мотивам татуировок принадлежали инициалы, имена, точки, черточки, гора Фудзи, луна, животные, плоды и т.д. Большинство из них имеет символический характер, например, персик условно обозначает интимную часть женского тела, в то время как банан – деликатный фрагмент тела мужчины. О значении татуировки среди японских проституток в конце XVII века упоминает Ихара Саикаку в «Жизни влюбленного мужчины» (1682 год).

Итак, возникновение японской татуировки восходит к 5 веку до н. э., однако плоды деятельности многих поколений японских татуировщиков вплоть до конца XII века с художественной точки зрения не представляли какой-либо ценности. Татуировщики воспроизводили несложные мотивы, которые, будучи раз созданными, копировались на протяжении многих столетий. В этом нет ничего удивительного. Татуировка использовалась в качестве клейма для преступников, а ранее – для обозначения общественной принадлежности, выполняя, таким образом, функцию идентификации и куда реже являясь украшением. Культура Японии определялась доминированием вкусов господствующих слоев, остальные слои населения были слишком слабы для того, чтобы предложить свои художественные вкусы и отстоять их ценность.

Однако потенциальная способность и готовность населения к рывку была. Благоприятные условия для бурного развития искусства, возникшие в XVII веке, основой для которых послужило объединение всей страны, раздробленной ранее на множество мелких враждующих друг с другом регионов, а также последовавшие вслед за этим преобразования в общественно-экономической жизни Японии периода Эдо (1615-1868 г.г.) способствовали возникновению оригинальной художественной татуировки как самостоятельной ветви искусства, которое со временем стало всеобщей модой, обязательной в определенных общественных группах.

Hовый верховный правитель Японии сиогун Токугава выбрал в качестве резиденции правительства Эдо, сегодняшний Токио. Из небольшого поселения Эдо быстро превратилось в большой город, в который начали стекаться воодушевленные надеждой заработать ремесленники, купцы, литераторы, актеры, девушки легкого поведения, борцы и фокусники. Все более активную экономическую роль начало играть богатеющее на торговле мещанство. Заметим, что в японской общественной иерархии мещане составляли самый низкий слой, не обладающий, кроме денег, почти никакими привилегиями. Лишенные всяких надежд продвинуться выше по общественной лестнице, мещане компенсировали эти ограничения в сфере приятных удовольствий. Они развили культуру особого рода, которая выражалась в любви к изысканным изделиям художественных ремесел, в бытовой литературе, драме, в возникшем театре кабуки и театре кукол бунраку, в развратном стиле жизни квартала развлечений, называемом Йошивара, – городе, в котором никогда не наступает ночь и в котором царят гейши, в гравюрах на дереве, которые были наиболее оригинальным проявлением искусства периода Эдо, а также в художественной татуировке.

К формированию искусной японской татуировки в наибольшей мере имели отношение достижения мастеров укийо-е. В этой технике были выполнены, например, иллюстрации к японским повестям XVIII века про разбойников в стиле Робин Гуда и к переведенной с китайского языка повести «Симпен Суикогаден», иллюстрации к которой выполнили выдающиеся художники Катсусика Хокусаи и Утагауа Куниоши. Позже дошло и до взаимного обмена между двумя видами искусства: авторы гравюр на дереве XVIII века обращаются к тематике татуировки.

Первыми прибегли к такого вида татуировке стражники из Эдо. Их набирали из низших слоев общества. Это были так называемые гаен, то есть люди, находящиеся в конфликте с законом. Их нанимали для гашения пожаров, тогда весьма частых. Стражники пользовались славой грубых, неотесанных головорезов, для которых гашение пожара было лишь поводом для совершения различных преступлений. Один из тогдашних хроникеров даже задался вопросом, что вызвало больше потерь – пожар или работа стражников.

Чаще всего мотивами татуировок у стражников были дракон и карп. От стражников обычай татуирования передался другим профессиональным группам, что позволило и им засвидетельствовать свои профессиональные отличия. Ремесленники, столяры, строители, переносчики паланкинов также приняли этот стиль. В начале XIX века татуировка в Эдо стала настолько популярной, что в списке семи чудес столицы, как подметил наблюдательный человек, наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий татуировки.

Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от глагола «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка», введенному в европейскую литературу в конце XVIII века. Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Йюуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккохеи, Дарумакин, Ику.