Какие глаза можно назвать выразительными? Одни скажут — томные, другие — решительные, третьи — большие, а четвертые — карие. Понятно: сколько людей, столько и мнений. Однако мода существует и здесь, диктуя свои правила макияжа глаз при создании того или иного образа. Шестидесятые годы прошлого века запомнились отчетливыми, взлетающими стрелками, в семидесятые-восьмидесятые стрелки чуть уменьшились, но все равно продолжали доминировать. Зато конец девяностых и начало нынешнего тысячелетия ознаменовали бум на все естественное и натуральное, и на смену стрелкам пришла растушевка.

Веяния моды не обошли стороной и перманентный макияж. До недавнего времени здесь существовало всего две техники: стрелки и прокрашивание межресничного края. Но желание женщин выглядеть естественно внесло свои коррективы, благодаря чему стала развиваться техника растушевки, которая подразумевает четкую ровную линию и гомогенное закрашивание.

Что касается стрелки, то ее подбирают в зависимости от формы глаза, — она может быть тонкой, широкой, длинной, короткой и т. д. Пользуются черным, коричневым, зеленым, синим пигментом, — все зависит от желания клиентки. При помощи стрелки можно придать глазу миндалевидную форму, визуально приоткрыть его, увеличить, исправить мелкие недостатки. Однако по сравнению с растушевкой линия делает взгляд несколько агрессивным.Прокрашивание межресничного края выглядит более естественно, но лишь акцентирует глаза, не давая возможности кардинально изменить их форму. По этой причине к такой технике крайне редко прибегают обладательницы больших и слишком выпуклых глаз, потому что «подведенные» с ее помощью веки лишь еще больше увеличат глаза, сделав взгляд неуместно удивленным.

Растушевка подразумевает размытый внешний край, так называемое растенение. Ее оптимальная ширина — 2–3 мм. Более широкая растушевка нивелирует необходимый эффект натуральности (она подходит лишь людям с выпуклыми глазами, т. к. визуально уменьшает их и «убирает» вглубь глазницы), а узкая крайне трудна для выполнения (ее следует делать тем, у кого низкие надбровные дуги и, соответственно, верхнее веко частично закрыто кожной складкой). От этой техники стоит отказаться и при глубоко посаженных глазах, иначе они будут казаться еще меньше.Профессионально выполненная растушевка, как и стрелка, способна создать миндалевидную форму и визуально увеличить глаза, однако ее присутствие будет незаметно даже с достаточно близкого расстояния. Но в отличие от стрелки, которую можно сделать чуть длиннее, чуть короче или чуть выше ресничного края, растушевка к нему строго «привязана» и никаких отступлений не подразумевает.
При работе этой техникой мастера используют черный, коричневый, синий или зеленый красители. Сначала непосредственно по краю верхнего века вплотную к ресницам проводят очень тонкую линию неразбавленной краской. Получается контур. Далее краску разводят миксом. Растушевка должна быть более темной около ресничного края и сводиться почти на «нет» по мере удаления от него. Для этого берут несколько колпачков и в каждом из них при помощи микса создают необходимый оттенок — от темного к светлому.

Контур лучше всего выполнять иглой-единицей, т. к. она прокрашивает кожу на самую большую глубину, давая, соответственно, самый темный цвет. А непосредственно растушевку рисуют тройкой или пятеркой (последнюю, как правило, используют в тех случаях, когда ширина рабочей поверхности век достаточно большая). Выполняют растушевку круговыми или спиралеобразными движениями, делая ее чуть уже у внутреннего края глаза и чуть шире — у наружного. Чтобы краска из разных колпачков не смешивалась, тубы машинки необходимо после каждого оттенка менять или промывать стерильной дистиллированной водой. Делают это следующим образом: в емкость с водой опускают тубу, не снимая ее с машинки. Вода должна доходить до окошечка, расположенного непосредственно на тубе. Затем машинку включают на 1–2 минуты. В работающем состоянии вода проходит через тубу и вымывает из нее остатки краски. Потом тубу протирают стерильной салфеткой и наполняют следующим оттенком.

Нижнее веко, как правило, вообще не требует четкого контура, а растушевку обычно выполняют без особой градации, т. е. светлым оттенком выбранного пигмента. Для этого используют иглы тройку или пятерку.

Некоторые клиенты задают вопрос, нельзя ли при помощи техники растушевки создать на веках эффект цветных теней. Это возможно, особенно если подразумевается растушевка одной краской: от более темной — к почти прозрачной. А вот сложные переходы — например, от светло-песочного к темно-коричневому, да еще с высветленным пространством около бровей пока выполняют лишь единицы мастеров, да и то крайне редко и неохотно. Причин тому несколько. Во-первых, перманентный макияж держится на веках не менее пяти лет, а мода на цветовые гаммы меняется гораздо стремительнее. Во-вторых, кожа век настолько тонкая, что даже одной краской прокрасить ее равномерно очень сложно, и всегда требуется коррекция. Поэтому при разноцветной растушевке риск появления всевозможных пятен увеличивается.

Кстати, пятна — это самая распространенная ошибка или, если хотите, осложнение при работе в технике растушевки. Проблема возникает из-за неравномерного нажима иглы, и коррекция может быть выполнена только в сторону затемнения. Другая ошибка — четкие границы переходов от одного оттенка к другому.

Профессионально выполненная растушевка начинает выцветать по прошествии четырех-пяти лет. Если клиентка хочет ее «освежить», то лучше не ждать, пока она окончательно сойдет. По имеющимся контурам мастеру будет легче воспроизвести «рисунок» и потребуется меньшее количество корректирующих процедур.

журнал "KOSMETIK International", №4, 2005