Искусство микропигментирования: психологические аспекты профессии

Как и любая другая процедура, микропигментирование начинается со знакомства и установления контакта. В течение нескольких минут клиентка решит для себя, нравится ли ей мастер, правильно ли сделан выбор, может ли она довериться именно этому специалисту. Готовясь к первой встрече, человек, как правило, неосознанно создает ряд психологических барьеров между собой и партнером по общению. Процедуры, связанные с изменением внешности, а значит, вторжением в сугубо личное пространство, усиливают напряжение в несколько раз. Задача мастера – внушить доверие, показать, что он хочет того же, что и клиент, — идеального результата. Прекрасно, когда первое впечатление успокаивает и радует клиента: «Да! Такой мастер обязательно сделает то, что нужно!»

Внешний вид
Внешний вид специалиста может либо расположить клиентку, либо, наоборот, отпугнуть. Одежда и различные аксессуары – это самопрезентация мастера и некое «обещание» для клиентки: оценивая вас, она делает выводы о том, чего ей стоит ожидать от этой встречи. Вы можете выглядеть ярко или сдержанно, выразительно-сексуально или в стиле унисекс – главное, чтобы не было безвкусицы и «незаметности».Выражение лица
На встречу с клиенткой необходимо настроиться позитивно: «У Вас все хорошо и у меня все хорошо». Подумайте о своей клиентке с радостью, — ведь она выбрала именно вас. Ваше приветливое и, самое главное, заинтересованное выражение лица обязательно будут замечены и настроят человека на нужный лад.

Искренний комплимент
Для установления доверительных отношений с клиенткой уместным будет искренний комплимент. Кстати, если он относится к чему-то конкретному, будь то аксессуар одежды, необычный разрез глаз, лак на ногтях, то вызывает гораздо больше доверия, чем шаблонное «как Вы хорошо выглядите». А тот факт, что комплимент делает профессионал в сфере красоты, усилит приятное впечатление от него. И еще очень важно, чтобы комплимент был адресным: непременно обращайтесь к клиентке по имени.

Поза, жесты, мимика
Позы, жесты и мимика сообщают о нас различную информацию, которую собеседник «считывает» на бессознательном уровне. Многие слышали о том, что позы условно можно разделить на две категории – открытые и закрытые. К последним относятся скрещенные руки или ноги, опущенная голова, приподнятые плечи и т. д.; показателем «закрытости» считаются и выставленные перед собой или прижатые к себе сумки, пакеты, папки, журналы. Все это ассоциируется с преградой, которую человек создает между собой и собеседником, и является невербальным посланием о неготовности идти на контакт.
В качестве эксперимента попробуйте сесть перед зеркалом в привычную позу, в которой вы находитесь, беседуя перед процедурой с посетительницей, и проанализируйте, что именно эта поза сообщает клиентке. Например, вы сидите на краешке стула, одна нога чуть впереди другой («вот-вот встану»): такая поза говорит клиентке, что разговор будет недолгим и мастер не намерен тратить много времени на общение, следовательно, не очень-то интересуется ее проблемами, страхами и желаниями.
Закрытая поза клиентки, в свою очередь, подает сигнал о дискомфорте и неуверенности, говорит о несогласии с точкой зрения специалиста или о неудовлетворенности происходящим. Важно любым способом вывести ее из такого состояния, оказать психологическую поддержку. Во время разговора необходимо чутко следить за поведением клиентки. Бывает так: консультация началась с взаимной симпатии, но в какой-то момент вы замечете, что клиентка отстранилась, как бы отодвинулась, сомкнула руки и перестала улыбаться. Вспомните, что вы сказали перед этим, о чем шла речь. Возможно, она неправильно вас поняла или услышала то, с чем внутренне не согласна. Вернитесь к этому моменту и найдите решение проблемы, которое устроит и успокоит ее.
Если клиентка с самого начала беседы настроена настороженно, следует предложить ей чашечку кофе, дать в руки какую-нибудь фотографию, буклет и т. п., вместе рассмотреть какие-то эскизы. Она, естественно, сменит позу – а это, возможно, повлечет за собой и смену ее настроения. Дело в том, что все каналы невербального общения связаны между собой, перемена в одном из них (появился интерес во взгляде, разомкнулись руки) ведет к изменению остальных.

Речь
Наша речь, ее эмоциональная окрашенность, темп, громкость играют важную роль при установлении контакта и снятии напряжения. Речь должна быть плавной, мягкой и комфортной. Если она слишком громкая, то вынуждает человека отодвигаться, закрываться, давит на него. Очень тихая и медленная, наоборот, вызывает напряжение, так как заставляет вслушиваться. И — либо клиент тратит слишком много сил, чтобы вас понять, либо начинает испытывать к вам недоверие, как к неуверенному в своих силах специалисту.

Слушать и слышать
Старайтесь больше говорить на темы, которые интересны клиентке, — о ее жизни, пристрастиях, сомнениях, радостях. Известно: любого человека, прежде всего, волнует все, что связано с ним лично. Активное слушание ободряет собеседника и побуждает его к продолжению разговора, создает впечатление, что его слова интересны и понятны вам. Умение слушать часто оказывается более полезным, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете вопросы, но не слышите ответы, цена этому не велика. Старайтесь избегать ловушек предвзятого, избирательного и отвлеченного слушания.
Предвзятое слушание: вы заранее знаете, а скорее, вам кажется, что знаете, что именно скажет собеседник. При этом вашу реакцию — даже помимо вашей воли — будет определять заранее установленное (нередко негативное) отношение к сказанному.
Избирательное слушание: вы слышите только то, что хотите услышать. Все остальное как бы отфильтровывается.
Отвлеченное слушание: вы не проявляете эмоций, выглядите как человек, думающий о чем-то другом.

Основные приемы активного слушания:
1. Прием «Эхо»: дословное повторение вами основных положений, высказанных клиенткой. Повторению высказывания должны предшествовать вводные фразы: «Насколько я Вас поняла…», «Вы считаете, что…». Можно повторять окончания фраз («… губы более яркие», «… глаза выразительней, ясно») или ключевые слова из речи клиентки.
2. Прием «Резюме»: воспроизведение сути высказывания собеседника в сжатом и обобщенном виде. При этом можно использовать вводные фразы: «Итак, Вас интересует…», «Самыми важными критериями выбора являются…». Повторять услышанное нужно эмоционально, демонстрируя свое участие и заинтересованность.
3. Прием «Уточнение»: вы просите уточнить отдельные положения высказывания собеседника («Это очень важно, не могли бы Вы уточнить…»).
4. Невербальное сопровождение: вы смотрите на собеседника, ваша поза выражает внимание, вы киваете головой в знак одобрения.
Приемы активного слушания хорошо использовать для выяснения истинного мотива, движущего клиенткой.

Выяснение мотива
На первый взгляд кажется, что и так понятно, зачем клиентка пришла: сделать перманентный макияж. На самом деле, у нее, скорее всего, есть более глубокий мотив, который как раз и является той движущей силой, которая привела ее к вам. Одной женщина надоело постоянно следить, не стерлась ли помада, другая мечтает увидеть блеск в глазах любимого мужчины, третья хочет видеть себя более совершенной. Суть в том, что каждый, приходя к нам в кабинет, стремится осуществить свою мечту. Именно это и является истинным мотивом, потребностью, а новая форма губ или бровей – только инструмент для реализации. Наша задача — распознать такой мотив и представить свою услугу именно как способ достичь желаемого.
Если в начале консультации на вопрос: «Почему Вы решили сделать перманентный макияж?» клиентка отвечает, что хочет каждую минуту нравиться своему мужу, то в конце встречи, заканчивая процедуру, можно сказать, что теперь она точно будет нравиться своему мужу каждую минуту. (Кстати, это прием «Эхо» из навыков активного слушания). Иными словами, мастер закрепляет в подсознании клиентки мысль, что именно с его помощью исполняется ее мечта. Этот несложный прием очень эффективен, так как женщина чувствует, что ее поняли и испытывает радость и благодарность оттого, что ее мечта наконец-то сбылась. Эти чувства заставляют ее снова и снова возвращаться именно к вам.
Очень важно предлагать не только услугу, но и подчеркивать преимущества, которые она дает: практичность перманентного макияжа, удовольствие прекрасно выглядеть и утром, и вечером, и пр. Все это укрепляет клиентку в мысли о том, что она приняла правильное решение, придя к вам.

Страхи и сомнения
Говоря о сомнениях и страхах, можно заметить, что они, как правило, идут от недостатка информации. Клиентки боятся боли, «синих» губ, «красных» бровей и т. д. Такие страхи легко развеять, подробно рассказав о том, как будет проходить процедура, что используется для обезболивания, что приводит к изменению цвета и как избежать негативных последствий. Подробная консультация, грамотная спокойная речь с использованием профессиональной терминологии успокаивает клиентку и убеждает ее: она — в руках компетентного специалиста.
После того, как психологические барьеры сняты, мотивы выяснены и взяты на вооружение, обсуждены выгоды и преимущества микропигментирования, а также сам процесс, развеяны страхи и сомнения, можно приступать к разработке формы и обсуждению цвета.

Некоторые этапы процедуры микропигментирования

«Что именно Вы хотите?»
Бывает, что доверительный контакт установить удалось, но, увидев эскиз перманентного макияжа, клиентка разочаровывается, и настроение у нее портится. Мастер вынужден что-то объяснять, его речь воспринимается как оправдание. Чтобы вновь наладить контакт и взаимопонимание, понадобится время.
Подобной ситуации можно избежать, заранее подробно расспросив клиентку о том, как она представляет готовый вариант, какие у нее есть требования не только к форме и цвету, но и к впечатлению, которого она хочет добиться. Во время монолога клиентки можно точнее определить психологический тип женщины, находящейся перед вами.
Встречаются клиентки с авторитарным стилем поведения, для которых собственное мнение является единственно верным. В этом ситуации мастеру следует предложить клиентке самой нарисовать желаемый вариант и похвалить с профессиональной точки зрения достоинства ее эскиза. Потом, если есть необходимость, нужно скорректировать эскиз и спросить клиентку, нравятся ли ей такие изменения — если ответ положительный, то стоит обязательно отметить все преимущества окончательного варианта.
Клиентка с авторитарным стилем поведения прислушается к мастеру только в том случае, если почувствует в нем профессионала, способного дать действительно грамотный совет. Часто ее ощущения носят субъективный характер, и здесь важна так называемая подстройка, то есть поведение, которое отражает стиль поведения собеседника. Клиентка, говорящая в быстром темпе, громко и эмоционально, просто не сможет воспринимать мастера, который говорит очень тихо, медленно и амимично.
Приведу пример.
Ольга Петровна, 49 лет, владелица салона красоты. Во время знакомства чувствует себя уверенно, говорит громко, считает себя специалистом в области красоты и макияжа; раньше делала перманентный макияж бровей у другого мастера, результатом довольна, теперь хочет сделать перманентный макияж губ.
— Я делала перманентный макияж бровей у очень хорошего мастера и опять бы сделала у него же, но не могу его найти, мне посоветовали обратиться к Вам, я видела Вашу работу, мне понравилось.
— Да, я вижу, брови сделаны хорошо, форма Вам подходит. Сейчас Вы хотите сделать губы?
— Да.
— У Вас сейчас помада на губах; Вы обычно их именно так красите, верно?
— Да, я так крашусь много лет и хочу сделать такой же цвет и форму.
— Давайте сотрем помаду и посмотрим на Ваши губы без косметики.
— Ой, без помады у меня совершенно нет губ!
— Ольга Петровна, у Вас красивые губы и красивый цвет. Знаете, чем красивее собственная форма губ, тем более красивыми они становятся с перманентным макияжем.
— Спасибо!
— Я вижу, Вы увеличиваете верхнюю губу.
— Да.
— Это абсолютно правильно, интуитивно вы действуете как настоящий профессионал, знакомый с пропорциями Вашего лица (следует анализ пропорций нижней трети лица).
— Спасибо, мне приятно, что Вы меня похвалили.
— Ольга Петровна, если еще чуть-чуть приподнять уголки губ, форма будет более современной, даже, я сказала бы, молодежной, и объем еще немного увеличится (рисую новый эскиз с приподнятыми уголками и более красивым и аккуратным центром верхней губы, за основу беру эскиз клиентки). Наверное, такими они и были в юности.
— Да, действительно, так красиво, и лицо как будто моложе!
— Совершенно верно. И еще, Ольга Петровна, я хочу предложить вариант формы бровей, который, как мне кажется, Вам очень подойдет. Давайте посмотрим? (Начинаю рисовать).
— Да, красиво, что-то изменилось, они стали немного другие.
— Да, они стали чуть шире, — такая форма больше подходит к Вашим крупным чертам лица, создает более гармоничное впечатление. Также я использовала другой оттенок, холодный коричневый, можно сказать, серо-коричневый, такой цвет лучше сочетается с Вашим цветом кожи и волос, смотрится благороднее. Подумайте о таком варианте.
— Мне очень нравится, запишите меня на брови!

Чем чаще мы слышим утвердительные предложения, ответ «Да», тем сильнее ощущение, что работа идет в полном взаимопонимании. Этот прием прекрасно помогает в общении со сложными клиентами.
Однако клиентка, которая говорит, что полностью доверяет выбор формы мастеру, требует не менее внимательного подхода. Ведь очень важно, чтобы с перманентным макияжем она чувствовала себя комфортно, а для этого необходимо понять, насколько сильно она готова измениться.

«Давайте обсудим…»
Все особенности строения и состояния зоны, с которой предполагается работать, и которые могут повлиять на результат, следует обсудить с клиенткой заранее и подробно рассказать о возможных вариантах коррекции. Особенно важно отметить наличие асимметрии; синеватого оттенка, опущенных уголков в области губ; строение глаз и расстояние между ними; рельеф лба, надбровных дуг, височных впадин и многое другое. Рассмотрим такую ситуацию. Клиентка не замечала у себя асимметрии в зоне губ и не догадывалась, насколько ее наличие может усложнить работу специалиста. Она убеждена, что сделать ровный контур губ не составит труда. Мастер по каким-либо причинам не говорит о проблемах, которые может вызвать асимметрия губ: он рисует контур, асимметрия исправляется, но не полностью, так как в данном случае это просто невозможно. Клиентка недовольна: контур выглядит неровно! Причиной она считает неумение мастера справиться с задачей. В итоге возникает напряженная ситуация, доверие к мастеру подорвано.
Если же мастер заранее обратит внимание клиентки на асимметрию губ и объяснит, как это повлияет на результат, а также уточнит, согласна ли клиентка смириться с небольшой неровностью в конечном варианте, то ситуация, скорее всего, будет воспринята более реалистично, и претензий не последует.
Такая же ситуация может возникнуть и с цветом. Обсуждая все эти вопросы, следует быть максимально внимательным к переживаниям, страхам и сомнениям клиентки (очень важно знать психологию общения), чтобы не отпугнуть клиентку, а мягко и тактично убедить ее рассмотреть другие варианты перманентного макияжа.
Кроме того, клиентка должна знать о возможных временных несовершенствах перманентного макияжа после первой процедуры (неравномерное распределение пигмента, более холодный оттенок, неяркий цвет и пр.) и понимать, с чем они могут быть связаны. Она должна быть уверена, что после коррекции ее внешний вид придет в норму, — в этом случае она будет ожидать процедуры коррекции спокойно.

«Что получится?»
Во время предварительной консультации важно подробно рассказать, что повлияет на результат процедуры, каковы особенности поведения пигмента в коже, от чего зависит стойкость перманентного макияжа, почему нужна коррекция. Раскрывая клиентке всю сложность предстоящей процедуры, мы, во-первых, разделяем с ней ответственность за ее исход, а во-вторых, объясняем, что коррекция — это результат осторожного, бережного подхода к внешности, а не следствие непрофессиональной работы, и что именно поступенчатое проведение процедуры обеспечит наилучший эффект.

5. «Какой цвет?» «Какая форма?»
Часто клиентка просит сделать то, что мастеру кажется совершенно неуместным. Как поступить в подобной ситуации?
Предложение радикально поменять образ в глазах этой клиентки будет выглядеть как противоречие, разрушение ее модели мыслей и чувств, которая формировалась на протяжении определенного времени. Сам приход к мастеру – это итог определенной подготовки, в ходе которой клиентка создавала образ, взвешивала «за» и «против», много раз примеряла на себя возможные варианты и выбрала, на ее взгляд, лучший. В такой ситуации целесообразно взять за основу наиболее удачный элемент из ее описания и профессионально дорисовать образ. Увидев, что мастер ее понимает и не возражает, более того, готов улучшить ее вариант, клиентка успокоится и почувствует доверие, — тогда ей можно будет предложить и другие варианты, которые с профессиональной точки зрения подходят ей больше.
Психологи предлагают целый ряд приемов, особенно эффективным среди которых, на мой взгляд, является такой: уважайте мнение собеседника, старайтесь меньше возражать. Если вы с чем-то категорически не согласны, не стоит показывать, что клиентка не права, для нее это будет ударом по самолюбию, вызовет внутреннее сопротивление и желание нанести ответный удар, но не изменить свое мнение. Постарайтесь переубедить ее настолько искусно, чтобы она этого не почувствовала. Действуйте дипломатично, старайтесь избегать прямого противоречия и самоуверенного отстаивания собственной позиции.
Вот варианты возможных диалогов.

Вариант 1, неправильный
Клиентка: Я хочу вот такой цвет.
Вы: Нет, такой нельзя! Это ужасно!

Вариант 2, правильный
Клиентка: Я хочу вот такой цвет.
Вы: Да, цвет красивый, но, к сожалению, получить его будет сложно (далее следует рассказ об особенностях процедуры). Давайте посмотрим на другие оттенки, которые подходят Вашему цветовому типу. Например, с вот таким оттенком лицо будет выглядеть моложе и свежее!

Вариант 3, неправильный
Клиентка: Я принесла фотографию из журнала, можете мне сделать такие же губы?
Вы: Да вы что?! У вас такой не получится.

Вариант 4, правильный
Клиентка: Я принесла фотографию из журнала, можете мне сделать такие же губы?
Вы (внимательно разглядывая фотографию): Да, форма очень красивая, но дело в том, что у вас совсем другой тип лица и строение губ (пауза). Я могу показать вариант — такой же красивый, но подходящий именно для Вашего лица. Давайте попробуем!

«Больно не будет?»
Чтобы определить вид анестезии, собирается анамнез, когда микропигментолог подробно расспрашивает клиентку о состоянии ее здоровья, наличии аллергии, переносимости лекарственных препаратов и т. д. Для предупреждения различных осложнений важно сделать пробы – как для пигмента, так и для анестезии, которая будет применяться.

«Согласна!»
Когда обсуждены все детали цвета и клиенткой утверждена форма будущего перманентного макияжа, заполняется информированное соглашение между мастером и клиенткой. В этот же момент клиентка должна получить письменные рекомендации по уходу после процедуры.

Happy End
После завершения процедуры вы, конечно, можете сухо попрощаться с клиенткой и закрыть за ней дверь. Но тогда эта клиентка, скорее всего, больше к вам не вернется. Необходимо правильное завершение не только процедуры, но и всего процесса посещения. Во-первых, надо ободрить и похвалить клиентку, настроить ее на хороший эффект – ведь от этого во многом зависит не только ее отношение к мастеру, но и то, насколько успешно будет идти процесс заживления. Во-вторых, напомнить, каких результатов вы добивались и чего клиентка должна ждать. И, наконец, еще раз дать ей рекомендации по уходу за кожей после процедуры.
 

"KOSMETIK International", №6, 2006